Памятка для родителей первоклассника
КАКИЕ ЗНАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- Уметь четко произносить все звуки речи;
- Уметь интонационно выделять звук в словах;
- Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- Уметь произносить слова по слогам;
- Уметь составлять предложение из 3 – 5 слов;
- Уметь называть в предложении только 2 – е слово, только 3 – е слово, только 4 – е слово и т.д.;
- Уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
- Уметь составлять рассказ по картинке;
- Уметь составлять несколько предложений о предмете;
- Уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- Уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
Знать цифры от 0 до 9;
Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от7 до 2 и т.д.;
Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
Знать знаки +, -, ==, <, >;
Уметь соотносить цифру и число предметов;
Уметь сравнивать 2 группы предметов;
Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между».
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например: ель, дуб, береза и т. д.) и называть их отличительные признаки;
- Уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова,…);
- Уметь различать по внешнему виду птиц (например: дятел, ворона, воробей );
- Иметь представления о сезонных признаках природы (например: осень – желтые листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…).
- Знать названия 1 - 3 комнатных растений;
- Знать названия 12 месяцев года;
- Знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс, должен знать:
- В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
- Полные имена членов семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
- Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
КАКОВЫ КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?
1. Социально – психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация ( хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения признает авторитет взрослых);
- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно – значимых психологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет каран-дашом, ножницами);
- Пространственная организация, координация движений (умение правильно опреде-лять «выше – ниже», «вперед – назад», «слева – справа»);
- Координация в системе «глаз – рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например: из книг);
- Развитие логического мышления(способность находить сходство и развития разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняе-мой работе в течение 15 – 20 минут);
- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: свя-зывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово – картина» либо «сло-во – ситуация»).
КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ЕГО К ШКОЛЕ?
Развитие мелких мышц руки:
- Работа с конструктором разного типа;
- Работа с ножницами, пластилином;
- Рисование в альбоме (карандашами, красками).
-
Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
ВЫ ХОТИТЕ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЕГО РЕБЕНКА?
Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.
1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно – ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
2. Есть ли у ребенка друзья?
3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
О ПРИЕМЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Статья 159. (Кодекс об образовании в Республике Беларусь)
Общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования
1. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении и медицинской справки о состоянии здоровья. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
2. В 1 класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Прием лиц для получения общего среднего образованияосуществляется в период с 1 июня по 31 августа.