Разделы сайта

Главная

Советы родителям первоклассника

Психологическая готовность к школе. Что это такое? 

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе, очень важно сформировать правильный взгляд на готовность к школьному обучению.
 
Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом производится отбор детей в школы и что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги. Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы быть готовым к обучению в школе.
Прежде всего, необходимо помнить, что под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но без них хозяйка обойтись не может. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую «внутреннюю позицию» школьника, его волевую и интеллектуальную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят: неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры; что это еще за «внутренняя позиция» школьника, о которой твердят психологи? Не менее важным является и другой вопрос: а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте, прежде всего попробуем разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, и тогда вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.
 
Хочет ли ребенок в школу?
Прежде всего, мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники тоже пойдут туда, потому, что слышал дома, что попасть в эту школу очень важно и почетно, наконец, потому, что к школеон получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия - все дляних внове, все впервые. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. В 6 лет дети уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, таккак покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интереснуюигру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за приготовлением уроков. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например,на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника, о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти увсех детей к 7 годам, однако если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняются от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Так же важно рассказывать детям о том, что именно значит - быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу,и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции» школьника.
Однако правомерен вопрос: «Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность такой позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?» Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является формирование интереса к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.    
Однако это уже зависит от того, как и чему, ваш ребенок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности к школьному обучению. В этот момент как раз «внутренняя позиция» школьника, то есть его стремление пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и бегать вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать, вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.
 
Нужно ли уметь читать?
Что же такое интеллектуальная готовность? Многие родители считают, чтоименно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - этообучение детей навыкам письма, чтения и счета.
На самом деле интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это, прежде всего уровень развития его психических качеств – восприятия и памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, то есть использовать определенные знаки, схемы, модели для представления объекта действительности, которые замещают реальные объекты. Например, для того чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, необязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заменители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям сделать чертеж, который поможет представить условие задачки, и решить ее на основе данного графического изображения. Почему важна деятельность моделирования? Она позволяет перевести присущее ребенку этоговозраста наглядно-образное мышление в логическое.
Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью, но ведь это не должно являться препятствием для запомина­ния. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя наних, ребенку будет намного легче выучить нужный материал.
Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи.
Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения - одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.
 
Хочет ли ребенок слушать и сосредотачиваться?
Поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будетделать, можно ли выполнить порученное ему задание (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами. В том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку, о чем мы свами говорили ранее.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты,вкоторых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка под­черкивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае, если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
 
Слышит ли рука глаз?           
Развитие движений часто рассматривается как одна из составляю­щих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологиче­ской готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.
У него должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4-5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной готовности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотритна предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз.
О трудности координации говорит тот факт, что многим детям ри­совать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внима­ние раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и ру­ки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудным и для взрослого человека? Прежде всего, нам помогут предложенные ранее графические диктанты.
Любое задание на копирование геометрических фигур, простей­ших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребен­ку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование, осо­бенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас стали бо­лее понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили.
Становится ясными то, что заданияэти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят сложности.
 
Как дошкольник становится школьником?
Первое, что нас интересует - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая «позиция школьника», по определению известного психолога Л.И. Божович: «Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уро­ки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез.
Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То, чтоон говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, лю­бит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как ста­раешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получа­ется, значит, надо стараться больше, и в конце концов обязательно полу­чится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам».
Одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слу­шать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только вниматель­но читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет ученика, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы.
Не менее важна для подготовки детей к систематическому обуче­нию сюжетно-роле-вая игра, развивающая умение общаться со сверст­никами, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нуж­ны для вхождения ребенка в коллектив, но и формирование важной со­ставляющей мышления - способности рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу, которое начинается с обсуждения этих вопросов с другими людьми и показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, властвуют подобно взрослымнад вещами и событиями, обладаютихавторитетом и правами.
Не меньшие возможности, чем игра для подготовки ребенка к сис­тематическому обучению, обеспечивают те виды детской деятельности, которые обычно называют продуктивными: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов.
Ваш ребенок приступает к систематическому школьному обуче­нию. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и в буду­щее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнет читать и переводить книги, написанные на иностранном языке.
На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то придется приложить значительные усилия. Но если от­носиться к этому спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настой­чивость, то любые трудности удастся преодолеть.
 
 
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: «КАК ПРОЖИТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН ДЕНЬ

БЕЗ НЕРВОТРЕПКИ, ПОУЧЕНИЙ, ВЗАИМНЫХ ОБИД?»

1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидетьва­шу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дер­гайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного зав­трака ему придется много поработать.

4. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. По­желайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок че­ресчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не от­кладываете на потом, выслушайте его ведь, это не займет много времени.

6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывай­тесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь,чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

8. После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необхо­димо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все по­лучится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если неочень получается) необходимы.Не акцентируйте внимание на оценках.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависи­мости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации,

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на до­машние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами се­мьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы най­дете много полезного.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, ус­талость, плохое самочувствие. Чаще всегоэто объективные показатели утомления, трудности учебы.

15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы частоговорим«ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять на­пряжение, накопившееся за день, и спокойноуснуть.Старайтесь невспоминать перед сном неприятностей, не выяснятьотношений, не обсуж­дать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он былспо­койным, добрым и радостным.


 

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанно­стей. Сделайте это мягко; «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить, тебе, помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести вед­ро и т.д.).

 
2. Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных про­блем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмот­реть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в обще­нии, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педа­гогики.

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
 
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окру­жающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оп­тимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

5. Научите ребенка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесьего мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жиз­ненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
 
6. Чаще разговаривайте с ребенком.

Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внима­тельно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это дейст­вительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фанта­стические истории - о предметах,вещах, явлениях природы. Ваш ребе­нок должен быть фантазером!

7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не ис­сякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользо­ваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
 
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А эго оз­начает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируй­те высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лас­кой и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как по­купка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запрете.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если... то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты -мне, я - тебе».