Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Прафарыентацыя

День открытых дверей

Белорусский государственный технологический университет

28 октября 11.30

разгарнуць » / « згарнуць

Профориентационная работа в школе

Цели, задачи, планирование

Профориентационная работа – это педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и организационная деятельность, содействующая самоопределению учащихся в последующей, профессиональной деятельности.

Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психологических характеристиках профессий с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, опирается на Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (опубликованы в « Настаўнiцкай газеце» и « Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», №23, 2008г.), инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О проведении профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в 2013/2014 учебном году» (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

Профориентационная работа в школе эффективна, когда соблюдаются следующие принципы:

  • систематичность и преемственность;
  • профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы;
  •  дефференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости;
  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
  • взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественно молодежных организаций;
  • связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Работа школьного психолога в профессиональной ориентации учащихся настолько многоплановая, что иногда кажется необъятной. И она может быть такой при отсутствии планирования, системности и последовательности в действиях. При планировании работы в школе необходимо учитывать цели, задачи, формы и направления работы.

Цели профориентационной работы:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их, возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
  • формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого и с учетом потребностей региона.

Задачи профориентационной работы:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, района;
  • внедрение современных информационных технологий в практику работы СППС.

Направления профориентационной работы:

  • использование общественно полезного труда;
  • организация трудовой (производственной) практики;
  • допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
  • организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
  • профориентационная поддержка взросления учащихся;
  • использование современных информационных технологий;
  • проведение внеклассных мероприятий   профориентационной направленности;
  • профориентационная работа с родителями.

 

Профессиональное самоопределение учащихся.

Работа педагога-психолога

Профориентация – это, прежде всего, развитие профессионального самосознания и ценностных установок личности. Важнейшим критерием профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Перед личностью постоянно возникают задачи, требующие определения отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене. Весь этот комплекс проблем входит в понятие «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором выделяются следующие этапы:

1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения;

2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии;

3 этап – предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста (разные виды деятельности оцениваются личностью с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей);

4 этап – принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация, т.е. установка на учебное заведение (птуз, ссуз, вуз) или работу.

Опираясь на знание психологической составляющей профессионального самоопределения, возрастных и психологических особенностей учащихся, можно обозначить 5 стадий профессионального самоопределения, позволяющих целенаправленно управлять этим процессом:

 

Стадия профессионального самоопределения

Цель

Задачи

Стадия интереса

( 1- 4 классы)

- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям

- знакомство с миром профессий;

-развитие потребностей в учебном и общественно полезном труде;

-содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями по различным профессиям.

Стадия мотивов

( 5-7 классы)

- формирование мотивов выбора профессии, востребованной в регионе

- целенаправленное знакомство учащихся с профессиями, в которых в настоящее время испытывает потребность регион;

- расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса к ним.

Стадия оценки

( 8-9 классы)

- формирование умения соотнести свои идеалы, представления о ценностях со своими реальными возможностями и общественными потребностями

- знакомство учащихся с основами выбора профессии;

- развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в выбранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;

- формирование адекватной самооценки своих качеств при выборе профессии.

Стадия оценки и уточнения

(10-11 классы)

-уточнение социально- профессионального статуса учащегося

- становление профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в избранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;

- содействие формированию адекватной самооценки учащимися своих личностных качеств при выборе профессии.

В условиях социально- экономической нестабильности школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профориентации учащихся на протяжении всех лет обучения в школе. 

 

Отдел внутренних дел Пинского горисполкома осуществляет отбор кандидатов для поступления в учреждения образования «Академия МВД Республики Беларусь» (www.amia.by) и «Могилевский институт МВД Республики Беларусь» (www.institutemvd.by).

Абитуриенты сдают вступительных испытания по трем учебным предметам в форме централизованного тестирования: белорусский (русский) язык, иностранный язык, обществоведение.

По окончании вуза выпускникам присваивают квалификацию юриста и звание лейтенанта милиции. Форма обучения дневная (бюджет). Срок обучения – 4 года.

В Академии МВД Республики Беларусь можно обучаться по следующим специальностям: правоведение (административно-правовая деятельность), правоведение (оперативно-розыскная деятельность), экономическое право (оперативно-розыскная деятельность).

В Могилевском институте МВД Республики Беларусь можно обучаясь по следующим специальностям: правоведение (правовое обеспечение общественной безопасности), правоведение (правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности).

Желающие получить техническую специальность могут быть направлены для обучения в учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (www.abitur.bsuir.by) для нужд Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Абитуриенты сдают вступительные испытания по трем учебным предметам в форме централизованного тестирования: белорусский (русский) язык, физика, математика.

По окончании вуза выпускники получают квалификацию инженера-системотехника и звание лейтенанта милиции. Форма обучения дневная (бюджет). Срок обучения – 4 года.

В вышеуказанные учебные заведения приглашаются юноши в возрасте от 17 лет, оканчивающие в 2022 году среднюю школу.

Основные социальные льготы и гарантии будущих курсантов:

- качественное бесплатное образование;

- полное государственное обеспечение на весь период обучения;

- достойное денежное довольствие;

- обеспечение бесплатным форменным обмундированием;

- право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения органов внутренних дел;

- государственное страхование;

- гарантированное трудоустройство после окончания учебы, впоследствии достойная оплата труда, возможность профессионального и карьерного роста.

Кроме того, юноши, завершающие обучение в 6 классах, которым уже исполнилось или в году поступления исполнится 12 лет, могут продолжить обучение в специализированным лицее МВД Республики Беларусь.

Для поступления необходимо пройти медицинскую комиссию,                     а также вступительные испытания в форме экзаменов по 3 учебным предметам: белорусский (русский) язык, математика, физическая культура (выполнение нормативов).

Основные социальные льготы и гарантии будущих курсантов:

– качественное образование;

– полное государственное обеспечение на весь период обучения;

– обеспечение бесплатным форменным обмундированием;

– льготное поступление в высшие учебные заведения системы МВД Республики Беларусь.

Более подробную информацию можно получить в группе кадров Пинского ГОВД по адресу: г. Пинск, ул. Кирова, д.53, каб. №№ 116, 205, 201, по тел.: 31-28-73, 31-28-72, 31-28-06.

Дорогие ребята! Я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Сегодня мы поговорим о профессиях. В библиотеке прошла конкурсная программа для учащихся 6 классов «Все профессии важны, все профессии нужны». В программе были использованы загадки, пословицы и поговорки о профессиях. Ребята вспомнили рассказы и сказки, в названиях которых использовались название профессиональной деятельности человека. К конкурсу учащиеся 6 «В» класса подошли творчески: читали стихи, пели песни о профессиях, участвовали в конкурсе-пантомиме, изображали каменщика и повара, художника и парикмахера.

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе.  Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте.  Я желаю вам правильно избрать свой путь!

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

 

                                   И.И. Кисель,  заведующая библиотекой 
средней школы № 9

 

Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова