Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Прафарыентацыя

Информацию Пинского ГРОЧС
о поступлении в учебные заведения,
осуществлявшие подготовку кадров для
МЧС Республики Беларусь

 

Пинский индустриально-педагогический
колледж

Учреждение образования
ПИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Подробнее Брошюра Брошюра

Учреждение образования
«Столинский государственный аграрно-экономический колледж»

«Борисовский
государственный
колледж»

 

УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации"

Брошюра

Брошюра Брошюра

«Минский государственный профессиональный лицей No 7 строительства»

Минский государственный профессиональный лицей №5
транспортного строительства

Информация о специальностях сельскохозяйственного профиля, для зачисления в учебные заведения на условиях целевой подготовки
Брошюра Брошюра Ссылка

Учреждение образования «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

«Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии имени В. 3. Хоружей» Филиал Учреждения образования «Брестский государственный технический университет» Политехнический колледж

Брошюра

Брошюра Брошюра

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

УО "Барановичский технологический колледж" Белкоопсоюза

         
БГТУ БарГУ
ПолесГУ Кафедра информационных технологий в культуре УО БГУКИ

Академия управления при президенте РБ

varb

Военная академия Республики Беларусь

ОТМЕНЕНО

БрГУ имени А.С. Пушкина 
ПЕРЕНЕСЕНО НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК

Профориентационная работа в школе

Цели, задачи, планирование

Профориентационная работа – это педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и организационная деятельность, содействующая самоопределению учащихся в последующей, профессиональной деятельности.

Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психологических характеристиках профессий с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, опирается на Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (опубликованы в « Настаўнiцкай газеце» и « Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», №23, 2008г.), инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О проведении профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в 2013/2014 учебном году» (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

Профориентационная работа в школе эффективна, когда соблюдаются следующие принципы:

  • систематичность и преемственность;
  • профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы;
  •  дефференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости;
  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
  • взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественно молодежных организаций;
  • связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Работа школьного психолога в профессиональной ориентации учащихся настолько многоплановая, что иногда кажется необъятной. И она может быть такой при отсутствии планирования, системности и последовательности в действиях. При планировании работы в школе необходимо учитывать цели, задачи, формы и направления работы.

Цели профориентационной работы:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их, возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
  • формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого и с учетом потребностей региона.

Задачи профориентационной работы:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, района;
  • внедрение современных информационных технологий в практику работы СППС.

Направления профориентационной работы:

  • использование общественно полезного труда;
  • организация трудовой (производственной) практики;
  • допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
  • организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
  • профориентационная поддержка взросления учащихся;
  • использование современных информационных технологий;
  • проведение внеклассных мероприятий   профориентационной направленности;
  • профориентационная работа с родителями.

 

Профессиональное самоопределение учащихся.

Работа педагога-психолога

Профориентация – это, прежде всего, развитие профессионального самосознания и ценностных установок личности. Важнейшим критерием профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Перед личностью постоянно возникают задачи, требующие определения отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене. Весь этот комплекс проблем входит в понятие «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором выделяются следующие этапы:

1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения;

2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии;

3 этап – предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста (разные виды деятельности оцениваются личностью с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей);

4 этап – принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация, т.е. установка на учебное заведение (птуз, ссуз, вуз) или работу.

Опираясь на знание психологической составляющей профессионального самоопределения, возрастных и психологических особенностей учащихся, можно обозначить 5 стадий профессионального самоопределения, позволяющих целенаправленно управлять этим процессом:

 

Стадия профессионального самоопределения

Цель

Задачи

Стадия интереса

( 1- 4 классы)

- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям

- знакомство с миром профессий;

-развитие потребностей в учебном и общественно полезном труде;

-содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями по различным профессиям.

Стадия мотивов

( 5-7 классы)

- формирование мотивов выбора профессии, востребованной в регионе

- целенаправленное знакомство учащихся с профессиями, в которых в настоящее время испытывает потребность регион;

- расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса к ним.

Стадия оценки

( 8-9 классы)

- формирование умения соотнести свои идеалы, представления о ценностях со своими реальными возможностями и общественными потребностями

- знакомство учащихся с основами выбора профессии;

- развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в выбранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;

- формирование адекватной самооценки своих качеств при выборе профессии.

Стадия оценки и уточнения

(10-11 классы)

-уточнение социально- профессионального статуса учащегося

- становление профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в избранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;

- содействие формированию адекватной самооценки учащимися своих личностных качеств при выборе профессии.

В условиях социально- экономической нестабильности школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профориентации учащихся на протяжении всех лет обучения в школе. 

 

Какие профессии будут наиболее востребованы в 2019 году? 

«Пятёрка» самых востребованных профессий в Беларуси и где им обучают.

 Очевидно, что между престижными и востребованными специальностями нельзя поставить знак равно. Обладателей востребованных профессий с руками отрывают на рынке труда - именно поэтому они могут выбирать место работы самостоятельно и наслаждаться уверенностью в завтрашнем дне. Обладатели же престижных профессий могут так и не найти профессионального применения в своей стране, сдувая пыль со своих таким трудом заработанных дипломов.

Именно требованиями рынка труда, надо думать, руководствуются представители Министерства образования, когда увеличивают или, наоборот, уменьшают набор в вузы на те или иные специальности. За примерами далеко ходить не надо: в текущем году был уменьшен набор на юридические, педагогические и экономические специальности, зато появились дополнительные бюджетные места в медицинских вузах и на специальностях, связанных с ядерной энергетикой. То есть, грубо говоря, в стране катастрофически не хватает медицинских кадров, а вот юристами рынок перенасытился.

Зачем вам это знать? Особенно, если вы поступаете в вуз, выбирая профессию по велению души, а у ваших родителей достаточно средств, чтобы оплатить ваше желание? Дело в том, что если вас интересует ваше профессиональное будущее в этой стране и в этой жизни, вам необходимо знать уже сейчас, какие специальности востребованы у работодателей, чтобы не ошибиться с выбором вуза и специальности.

Для подкрепления этой мысли фактами, воспользуемся материалами исследования экспертов «Завтра твоей страны».

Топ-5 самых востребованных профессий (по данным кадровых агентств)

  • инженерно-технические специалисты
  • специалисты в области экономики, финансов и бухгалтерии
  • менеджеры по продаже товаров, услуг
  • административный персонал 
  • офисные административные работники (секретари, помощники руководителей)

Где обучают востребованным специальностям:

  • БНТУ (факультет технологий управления и гуманитаризации, факультет маркетинга менеджмента и предпринимательства, факультет энергетического строительства, строительный факультет и др.)
  • БГЭУ (факультет менеджмента, факультет финансов и банковского дела, факультет маркетинга и др.)
  • БГУ (экономический факультет, физический факультет, факультет радиофизики и электроники, а также Государственный институт управления и социальных технологий, Институт бизнеса и менеджмента технологий)
  • Российско-белорусский университет, город Могилев (строительный факультет, экономический факультет, электротехнический факультет и др.)
  • БГТУ, Брест (строительный факультет, экономический и др.) 
  • БГУИР (инженерно-экономический факультет, факультет компьютерного проектирования и др.)

Профессии будущего

Инженерные специальности.
По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
Программист — это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.
В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт — не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер — одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.

3. Нанотехнологии.
Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями.
Нанотехнологии — это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии — это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.
По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
Биотехнологии — технологии, использующие биологические системы и их элементы.
В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.
Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии.

5. Маркетинг и продажи.
Экспертами прогнозируется, что лет через 9–10 на рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог — это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога — руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

6. Специальности, связанные с сервисом.
Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

7. Логистика.
Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.

8. Экология.
Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г.
И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой — расширяться спектр требований к защитникам природы. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.
Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

10. Химия.
Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика — и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

 

Дорогие ребята! Я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Сегодня мы поговорим о профессиях. В библиотеке прошла конкурсная программа для учащихся 6 классов «Все профессии важны, все профессии нужны». В программе были использованы загадки, пословицы и поговорки о профессиях. Ребята вспомнили рассказы и сказки, в названиях которых использовались название профессиональной деятельности человека. К конкурсу учащиеся 6 «В» класса подошли творчески: читали стихи, пели песни о профессиях, участвовали в конкурсе-пантомиме, изображали каменщика и повара, художника и парикмахера.

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе.  Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте.  Я желаю вам правильно избрать свой путь!

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

 

                                   И.И. Кисель,  заведующая библиотекой 
средней школы № 9

 

Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова