Профориентационная работа в школе
Цели, задачи, планирование
Профориентационная работа – это педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и организационная деятельность, содействующая самоопределению учащихся в последующей, профессиональной деятельности.
Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психологических характеристиках профессий с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, опирается на Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (опубликованы в « Настаўнiцкай газеце» и « Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», №23, 2008г.), инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О проведении профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в 2013/2014 учебном году» (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь).
Профориентационная работа в школе эффективна, когда соблюдаются следующие принципы:
- систематичность и преемственность;
- профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы;
- дефференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости;
- оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
- взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественно молодежных организаций;
- связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Работа школьного психолога в профессиональной ориентации учащихся настолько многоплановая, что иногда кажется необъятной. И она может быть такой при отсутствии планирования, системности и последовательности в действиях. При планировании работы в школе необходимо учитывать цели, задачи, формы и направления работы.
Цели профориентационной работы:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их, возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
- создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
- формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого и с учетом потребностей региона.
Задачи профориентационной работы:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, района;
- внедрение современных информационных технологий в практику работы СППС.
Направления профориентационной работы:
- использование общественно полезного труда;
- организация трудовой (производственной) практики;
- допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
- организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
- профориентационная поддержка взросления учащихся;
- использование современных информационных технологий;
- проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
- профориентационная работа с родителями.
Профессиональное самоопределение учащихся.
Работа педагога-психолога
Профориентация – это, прежде всего, развитие профессионального самосознания и ценностных установок личности. Важнейшим критерием профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Перед личностью постоянно возникают задачи, требующие определения отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене. Весь этот комплекс проблем входит в понятие «профессиональное самоопределение».
Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором выделяются следующие этапы:
1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения;
2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии;
3 этап – предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста (разные виды деятельности оцениваются личностью с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей);
4 этап – принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация, т.е. установка на учебное заведение (птуз, ссуз, вуз) или работу.
Опираясь на знание психологической составляющей профессионального самоопределения, возрастных и психологических особенностей учащихся, можно обозначить 5 стадий профессионального самоопределения, позволяющих целенаправленно управлять этим процессом:
Стадия профессионального самоопределения
|
Цель
|
Задачи
|
Стадия интереса
( 1- 4 классы)
|
- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям
|
- знакомство с миром профессий;
-развитие потребностей в учебном и общественно полезном труде;
-содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями по различным профессиям.
|
Стадия мотивов
( 5-7 классы)
|
- формирование мотивов выбора профессии, востребованной в регионе
|
- целенаправленное знакомство учащихся с профессиями, в которых в настоящее время испытывает потребность регион;
- расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса к ним.
|
Стадия оценки
( 8-9 классы)
|
- формирование умения соотнести свои идеалы, представления о ценностях со своими реальными возможностями и общественными потребностями
|
- знакомство учащихся с основами выбора профессии;
- развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в выбранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;
- формирование адекватной самооценки своих качеств при выборе профессии.
|
Стадия оценки и уточнения
(10-11 классы)
|
-уточнение социально- профессионального статуса учащегося
|
- становление профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в избранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;
- содействие формированию адекватной самооценки учащимися своих личностных качеств при выборе профессии.
|
В условиях социально- экономической нестабильности школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профориентации учащихся на протяжении всех лет обучения в школе.
Отдел внутренних дел Пинского горисполкома осуществляет отбор кандидатов для поступления в учреждения образования «Академия МВД Республики Беларусь» (www.amia.by) и «Могилевский институт МВД Республики Беларусь» (www.institutemvd.by).
Абитуриенты сдают вступительных испытания по трем учебным предметам в форме централизованного тестирования: белорусский (русский) язык, иностранный язык, обществоведение.
По окончании вуза выпускникам присваивают квалификацию юриста и звание лейтенанта милиции. Форма обучения дневная (бюджет). Срок обучения – 4 года.
В Академии МВД Республики Беларусь можно обучаться по следующим специальностям: правоведение (административно-правовая деятельность), правоведение (оперативно-розыскная деятельность), экономическое право (оперативно-розыскная деятельность).
В Могилевском институте МВД Республики Беларусь можно обучаясь по следующим специальностям: правоведение (правовое обеспечение общественной безопасности), правоведение (правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности).
Желающие получить техническую специальность могут быть направлены для обучения в учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (www.abitur.bsuir.by) для нужд Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Абитуриенты сдают вступительные испытания по трем учебным предметам в форме централизованного тестирования: белорусский (русский) язык, физика, математика.
По окончании вуза выпускники получают квалификацию инженера-системотехника и звание лейтенанта милиции. Форма обучения дневная (бюджет). Срок обучения – 4 года.
В вышеуказанные учебные заведения приглашаются юноши в возрасте от 17 лет, оканчивающие в 2022 году среднюю школу.
Основные социальные льготы и гарантии будущих курсантов:
- качественное бесплатное образование;
- полное государственное обеспечение на весь период обучения;
- достойное денежное довольствие;
- обеспечение бесплатным форменным обмундированием;
- право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения органов внутренних дел;
- государственное страхование;
- гарантированное трудоустройство после окончания учебы, впоследствии достойная оплата труда, возможность профессионального и карьерного роста.
Кроме того, юноши, завершающие обучение в 6 классах, которым уже исполнилось или в году поступления исполнится 12 лет, могут продолжить обучение в специализированным лицее МВД Республики Беларусь.
Для поступления необходимо пройти медицинскую комиссию, а также вступительные испытания в форме экзаменов по 3 учебным предметам: белорусский (русский) язык, математика, физическая культура (выполнение нормативов).
Основные социальные льготы и гарантии будущих курсантов:
– качественное образование;
– полное государственное обеспечение на весь период обучения;
– обеспечение бесплатным форменным обмундированием;
– льготное поступление в высшие учебные заведения системы МВД Республики Беларусь.
Более подробную информацию можно получить в группе кадров Пинского ГОВД по адресу: г. Пинск, ул. Кирова, д.53, каб. №№ 116, 205, 201, по тел.: 31-28-73, 31-28-72, 31-28-06.
Дорогие ребята! Я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Сегодня мы поговорим о профессиях. В библиотеке прошла конкурсная программа для учащихся 6 классов «Все профессии важны, все профессии нужны». В программе были использованы загадки, пословицы и поговорки о профессиях. Ребята вспомнили рассказы и сказки, в названиях которых использовались название профессиональной деятельности человека. К конкурсу учащиеся 6 «В» класса подошли творчески: читали стихи, пели песни о профессиях, участвовали в конкурсе-пантомиме, изображали каменщика и повара, художника и парикмахера.
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно избрать свой путь!
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
И.И. Кисель, заведующая библиотекой
средней школы № 9