Профориентационная работа в школе
Цели, задачи, планирование
Профориентационная работа – это педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и организационная деятельность, содействующая самоопределению учащихся в последующей, профессиональной деятельности.
Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психологических характеристиках профессий с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, опирается на Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (опубликованы в « Настаўнiцкай газеце» и « Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», №23, 2008г.), инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О проведении профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений в 2013/2014 учебном году» (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь).
Профориентационная работа в школе эффективна, когда соблюдаются следующие принципы:
- систематичность и преемственность;
- профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы;
- дефференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости;
- оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
- взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественно молодежных организаций;
- связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Работа школьного психолога в профессиональной ориентации учащихся настолько многоплановая, что иногда кажется необъятной. И она может быть такой при отсутствии планирования, системности и последовательности в действиях. При планировании работы в школе необходимо учитывать цели, задачи, формы и направления работы.
Цели профориентационной работы:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их, возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
- создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
- формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого и с учетом потребностей региона.
Задачи профориентационной работы:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, района;
- внедрение современных информационных технологий в практику работы СППС.
Направления профориентационной работы:
- использование общественно полезного труда;
- организация трудовой (производственной) практики;
- допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
- организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
- профориентационная поддержка взросления учащихся;
- использование современных информационных технологий;
- проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;
- профориентационная работа с родителями.
Профессиональное самоопределение учащихся.
Работа педагога-психолога
Профориентация – это, прежде всего, развитие профессионального самосознания и ценностных установок личности. Важнейшим критерием профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Перед личностью постоянно возникают задачи, требующие определения отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене. Весь этот комплекс проблем входит в понятие «профессиональное самоопределение».
Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором выделяются следующие этапы:
1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения;
2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии;
3 этап – предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста (разные виды деятельности оцениваются личностью с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей);
4 этап – принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация, т.е. установка на учебное заведение (птуз, ссуз, вуз) или работу.
Опираясь на знание психологической составляющей профессионального самоопределения, возрастных и психологических особенностей учащихся, можно обозначить 5 стадий профессионального самоопределения, позволяющих целенаправленно управлять этим процессом:
Стадия профессионального самоопределения
|
Цель
|
Задачи
|
Стадия интереса
( 1- 4 классы)
|
- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям
|
- знакомство с миром профессий;
-развитие потребностей в учебном и общественно полезном труде;
-содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями по различным профессиям.
|
Стадия мотивов
( 5-7 классы)
|
- формирование мотивов выбора профессии, востребованной в регионе
|
- целенаправленное знакомство учащихся с профессиями, в которых в настоящее время испытывает потребность регион;
- расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса к ним.
|
Стадия оценки
( 8-9 классы)
|
- формирование умения соотнести свои идеалы, представления о ценностях со своими реальными возможностями и общественными потребностями
|
- знакомство учащихся с основами выбора профессии;
- развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в выбранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;
- формирование адекватной самооценки своих качеств при выборе профессии.
|
Стадия оценки и уточнения
(10-11 классы)
|
-уточнение социально- профессионального статуса учащегося
|
- становление профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в избранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;
- содействие формированию адекватной самооценки учащимися своих личностных качеств при выборе профессии.
|
В условиях социально- экономической нестабильности школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профориентации учащихся на протяжении всех лет обучения в школе.
Какие профессии будут наиболее востребованы в 2019 году?
«Пятёрка» самых востребованных профессий в Беларуси и где им обучают.
Очевидно, что между престижными и востребованными специальностями нельзя поставить знак равно. Обладателей востребованных профессий с руками отрывают на рынке труда - именно поэтому они могут выбирать место работы самостоятельно и наслаждаться уверенностью в завтрашнем дне. Обладатели же престижных профессий могут так и не найти профессионального применения в своей стране, сдувая пыль со своих таким трудом заработанных дипломов.
Именно требованиями рынка труда, надо думать, руководствуются представители Министерства образования, когда увеличивают или, наоборот, уменьшают набор в вузы на те или иные специальности. За примерами далеко ходить не надо: в текущем году был уменьшен набор на юридические, педагогические и экономические специальности, зато появились дополнительные бюджетные места в медицинских вузах и на специальностях, связанных с ядерной энергетикой. То есть, грубо говоря, в стране катастрофически не хватает медицинских кадров, а вот юристами рынок перенасытился.
Зачем вам это знать? Особенно, если вы поступаете в вуз, выбирая профессию по велению души, а у ваших родителей достаточно средств, чтобы оплатить ваше желание? Дело в том, что если вас интересует ваше профессиональное будущее в этой стране и в этой жизни, вам необходимо знать уже сейчас, какие специальности востребованы у работодателей, чтобы не ошибиться с выбором вуза и специальности.
Для подкрепления этой мысли фактами, воспользуемся материалами исследования экспертов «Завтра твоей страны».
Топ-5 самых востребованных профессий (по данным кадровых агентств)
- инженерно-технические специалисты
- специалисты в области экономики, финансов и бухгалтерии
- менеджеры по продаже товаров, услуг
- административный персонал
- офисные административные работники (секретари, помощники руководителей)
Где обучают востребованным специальностям:
- БНТУ (факультет технологий управления и гуманитаризации, факультет маркетинга менеджмента и предпринимательства, факультет энергетического строительства, строительный факультет и др.)
- БГЭУ (факультет менеджмента, факультет финансов и банковского дела, факультет маркетинга и др.)
- БГУ (экономический факультет, физический факультет, факультет радиофизики и электроники, а также Государственный институт управления и социальных технологий, Институт бизнеса и менеджмента технологий)
- Российско-белорусский университет, город Могилев (строительный факультет, экономический факультет, электротехнический факультет и др.)
- БГТУ, Брест (строительный факультет, экономический и др.)
- БГУИР (инженерно-экономический факультет, факультет компьютерного проектирования и др.)
Профессии будущего
Инженерные специальности.
По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.
IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
Программист — это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.
В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт — не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер — одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.
3. Нанотехнологии.
Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями.
Нанотехнологии — это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии — это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.
По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.
4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.
Биотехнологии — технологии, использующие биологические системы и их элементы.
В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.
Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии.
5. Маркетинг и продажи.
Экспертами прогнозируется, что лет через 9–10 на рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог — это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога — руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.
6. Специальности, связанные с сервисом.
Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.
7. Логистика.
Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.
8. Экология.
Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г.
И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой — расширяться спектр требований к защитникам природы. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.
9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.
Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.
10. Химия.
Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика — и без химиков здесь будет совсем не обойтись.
Дорогие ребята! Я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Сегодня мы поговорим о профессиях. В библиотеке прошла конкурсная программа для учащихся 6 классов «Все профессии важны, все профессии нужны». В программе были использованы загадки, пословицы и поговорки о профессиях. Ребята вспомнили рассказы и сказки, в названиях которых использовались название профессиональной деятельности человека. К конкурсу учащиеся 6 «В» класса подошли творчески: читали стихи, пели песни о профессиях, участвовали в конкурсе-пантомиме, изображали каменщика и повара, художника и парикмахера.
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно избрать свой путь!
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
И.И. Кисель, заведующая библиотекой
средней школы № 9