АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Формирование у педагогов умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие рефлексивных, коммуникативных, исследовательских способностей является актуальной задачей системы повышения квалификации. Важную роль в решении этой задачи играет аттестация педагогических кадров.
Аттестация педагогических кадров — это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.
Ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов являются понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность».
Квалификация — это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных.
Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная компетентность обеспечивается знаниями в следующих областях:
- специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
- методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
- психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).
Итогам аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем его профессионализма.
Основные задачи аттестации:
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
- способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.
Основные принципы аттестации:
- коллегиальность,
- системность,
- открытость,
- целостность экспертных оценок.
Они обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.
При организации проведения аттестации педагогических работников руководствуются следующими нормативными правовыми актами:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСДС).
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ).
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации).
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818).
Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников
- Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.
- Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования учащихся, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.
- Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.
Дифференцирующими для присвоения категорий являются характеристики «владения современными образовательными технологиями», «участия в методической работе», «включенности в инновационную деятельность».
Показатели владения современными технологиями:
- обучает учащихся определять границы своих знаний, ставить проблему;
- обучает учащихся осуществлять контроль и самооценку своей деятельности;
- использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- организует проектные и событийные формы работы;
- применяет информационные технологии в образовательном процессе.
Показатели включенности в методическую работу:
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.;
- разработка программной документации по дисциплинам (факультативным занятиям);
- участие в методических и профессиональных конкурсах;
- разработка и оформление методических материалов;
- составление учебно-методических комплексов по дисциплине (теме, специальности и т.д.).
Показатели инновационной деятельности:
- осмысление собственного педагогического опыта;
- изучение новаторских методик современной педагогики;
- новаторские идеи педагога;
- внедрение и использование новых педагогических технологий.
Изучение педагогической деятельности аттестуемых
Для объективности проведения экспертизы аттестационная комиссия разрабатывает качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определяет критерии соответствия аттестуемого заявленной категории.
Основные показатели соответствия аттестуемого заявленной категории.
1. Профессиональная компетентность
- Знание нормативной правовой базы организации учебно-воспитательного процесса.
- Знание теоретических и практических основ предмета (типы уроков, цели и задачи урока, формы, методы, технология проведения урока)
- Знание современных достижений в методике преподавания.
- Знание новых педагогических концепций.
- Знание теории педагогики и возрастной психологии.
- Культура делопроизводства, ведения школьной документации в соответствии с требованиями.
- Работа по самообразованию, степень реализации.
- Создание и развитие образовательной среды предметного кабинета.
- Участие в методической (научно-методической) и инновационной работе.
- Руководство исследовательской деятельностью учащихся.
- Участие в профессиональных конкурсах.
2. Результативность педагогической деятельности
- Выполнение учебных программ.
- Динамика уровня облученности учащихся. Перевод учащихся на более высокий уровень познавательной деятельности.
- Результаты ВШК.
- Результаты административных контрольных срезов, проведенных в ходе аттестации.
- Индивидуальные достижения учащихся по преподаваемому предмету.
3. Коммуникативная культура
- Коммуникативные и организаторские способности.
- Способность к сотрудничеству с учащимися.
- Готовность к сотрудничеству с коллегами.
- Педагогическая культура аттестуемого.
- Готовность к сотрудничеству с родителями и общественностью.
- Педагогический такт.
- Педагогическая культура речи.
- Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.
Формы аттестации
Формы аттестации учитывают весь спектр профессиональной деятельности и достижений педагога и определяют существенные стороны педагогической и методической деятельности, что позволяет педагогу проектировать собственную деятельность.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).
В соответствии с пунктом 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.
Квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены Единым квалификационным справочником должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 (далее – ЕКСД).
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция).
Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.
Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям.
Согласно ЕКСД по таким должностям как руководитель (директор начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) присвоение квалификационных категорий («категорирование») не предусмотрено. Следовательно, педагогические работники, занятые в данных должностях руководителей, не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории.
В случае выполнения руководителем на условиях совместительства работы в должности педагогического работника, которому устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку и по которой предусматривается «категорирование», данные педагогические работники проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории в соответствии с Инструкцией. При этом объем работы по занимаемой должности для присвоения квалификационной категории при работе по совместительству Инструкцией не установлен. В этой связи педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности вне зависимости от объема педагогической нагрузки.
Согласно пункту 5 Инструкции аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования). Аттестация на подтверждение квалификационной категории может проводиться в отношении педагогического работника, имеющего перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.
Обращаем внимание на то, что инициирование проведения такой аттестации является правом, а не обязанностью руководителя организации.
В соответствии с частью второй пункта 6 Инструкции квалификационная категория присваивается по каждой занимаемой должности.
Согласно пункту 17 Инструкции решение о допуске к аттестации (отказе в допуске) принимает аттестационная комиссия.
Условия допуска к аттестации перечислены в пункте 18 Инструкции:
наличие стажа работы в должности два года – для присвоения второй квалификационной категории, два года со дня присвоения второй категории – для присвоения первой квалификационной категории, три года со дня присвоения первой квалификационной категории – для присвоения высшей квалификационной категории). Исключение из данного правила составляют случаи, указанные в частях третьей-пятой и седьмой пункта 19, пунктах 20 и 20-1 Инструкции.
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Согласно пункту 47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954, руководители организаций обеспечивают направление:
педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;
педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
Обращаем особое внимание на то, что лица, получившие диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. При этом к указанным педагогическим работникам, а также к педагогическим работникам, принятым с должностей профессорско-преподавательского состава, лицам, имеющим ученую степень и (или) ученое звание, не применяется обязательное условие допуска к аттестации о необходимости освоения содержания программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Согласно пункту 20 Инструкции без учета стажа работы в должности педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории, присвоенной ранее по другой должности. В данном случае также должны соблюдаться такие условия допуска к аттестации, установленные пунктом 18 Инструкции, как:
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательствам.
Вновь принятые на работу педагогические работники, имеющие право претендовать на присвоение квалификационной категории на основании частей третьей-пятой и седьмой пункта 19, пунктах 20 и 20-1 Инструкции и изъявившие желание пройти аттестацию, могут обращаться в аттестационную комиссию в любое время календарного года.
Согласно пункту 20-1 Инструкции в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника главного управления по образованию облисполкома, председателя комитета по образованию Мингорисполкома (в зависимости от территориального расположения учреждения образования, независимо от подчиненности и формы собственности). По мнению Министерства образования к таким случаям можно относить не только достижения работником значимых результатов в педагогической деятельности, но и значительный опыт работы в иных отраслях экономики, связанный с педагогической, научно-педагогической, спортивной, воспитательной, социальной деятельностью и др.