Разделы сайта

Главная

Профсоюзные уроки

История профсоюзного движения Беларуси, роль и место профсоюзов в современных условиях

 

Профсоюзное движение в Беларуси прошло большой и трудный путь развития. На всех этапах своего развития, несмотря на изменения форм и методов работы, закрепления различных по объему прав и полномочий профессиональных союзов, они всегда придерживались главной социальной цели – выражение и защита интересов людей труда.

Весь исторический путь профсоюзов в Беларуси можно разделить на несколько этапов, для которых характерны свои особенности развития профсоюзного движения.

1 этап (конец 19 века – начало 20 в.) – дореволюционный период – возникновение первых профсоюзов на территории Беларуси;

2 этап (1904 – 1917 гг.) – профсоюзы в период революций – массовое распространение профсоюзов в Беларуси, развитие профсоюзного движения;

3 этап (1917 – 1928 гг.) – новый подъем профсоюзного движения – осуществляется восстановление и организация новых профессиональных союзов;

4 этап (1929 – 1990 гг.) – расширение сферы деятельности профсоюзов Беларуси;

5 этап (1990 г. – по настоящее время) – современный период – характеризуется изменением роли и места профсоюзов, созданием Федерации профсоюзов Беларуси.

 

1 этап (19 – начало 20 вв.)

Возникновение профсоюзов

 

Возникновение профсоюзов в Беларуси происходило на фоне экономического и политического развития Российской империи и приходится на конец 19 – начало 20 в. В этот период в пяти западных губерниях России в 1900 году значительно возросло количество промышленных предприятий и численность рабочих.

Как и во всех странах Европы и Америки, на этапе становления наемные рабочие были политически бесправны и подвергались жесткой эксплуатации со стороны русской, еврейской, польской и иностранной буржуазии. С наступлением эпохи империализма еще больше усилился социальный гнет трудящихся, возросла эксплуатация, резко ухудшилось положение рабочего класса. Условия труда рабочих были нестерпимы. На тяжелых работах применялся главным образом ручной труд.

Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12-14 часов. Несмотря на то, что по царскому закону 1897 г. рабочий день официально был установлен 11,5 часов, на деле продолжительность его зависела от произвола предпринимателя и, как правило, намного превышала установленную норму. Продолжительность рабочего дня на фабриках и заводах возрастала и в некоторых отраслях промышленности доходила до 18 часов. Особенно жестокому обращению подвергались женщины и дети, труд которых в промышленности был широко распространен в то время.

Положение рабочих ухудшалось вследствие беспощадных штрафов, отнимавших значительную часть заработка. Штрафы взимались по самым ничтожным поводам. Например, на кирпичном заводе Розенберга в Бобруйске рабочие штрафовались не только за опоздание на работу или прогулы, но и за несоблюдение чистоты, нарушение тишины, непослушание мастеру и т.п.

Положение еще более усугублялось ростом безработицы. В 1907 г. только в Минске насчитывалось более тысячи безработных, в Сморгони число безработных достигало 1500, в Витебске – 1200. Подобное положение наблюдалось и в других городах и местечках Беларуси. Чрезвычайно плохими были жилищные условия рабочих. После тяжелой, изнурительной работы только часть их вместе с семьями находила приют в грязных полуразрушенных лачужках, в затхлых полуподвальных помещениях, а то и в землянках, расположенных на окраине города, а другие, особенно холостяки, вынуждены были ютиться прямо в цехах и мастерских. Исключительно тяжелые ручные работы, невыносимые условия труда, плохие жилища вызывали профессиональные заболевания, распространение заразных болезней, вспышки эпидемий.

Беспощадная эксплуатация нанимателями, дополняемая политическим бесправием, вызывала решительный протест и возмущение рабочих Беларуси, подвигала их на протест и борьбу.

Первое коллективное выступление мастеровых и рабочих Минских мастерских Московско-Брестской железной дороги 7 апреля 1876 г. положило начало рабочему забастовочному движению в Беларуси.

В марте 1894 года в Гомеле не вышло на работу около 700 рабочих железнодорожных мастерских Любаво-Роменской железной дороги. Они потребовали немедленного возврата денег, которые с них были удержаны администрацией якобы в пенсионный фонд. После вмешательства могилевского губернатора деньги рабочим были возвращены.

В 1897 году с экономическими требованиями выступали столяры, сапожники и другие категории рабочих Бреста, Витебска, Минска.

Работники, работая по 12-14 часов в сутки, практически без какой-либо элементарной охраны труда, подвергались штрафам за каждую провинность, поэтому инстинктивно тянулись к объединению в организацию, которая хотя бы минимально защитила их. В то время широкое распространение получили страховые общества, кассы взаимопомощи, больничные кассы, другие общества взаимной помощи, не выходившие за рамки материальной поддержки своих членов.

В 1894 году на территории Беларуси создан первый профессиональный союз щетинщиков, а в 1895 – союз щетинщиков Северо-Западного края, в 1898 году – союз кожевенников, представлявший рабочих Сморгони, Белостока, Вильни, Ошмян и Крынок.

В ходе статочного движения возникали стачечные комитеты, заводские комиссии, делегатские собрания, цеховые сходы и т.д. Появлялись они на отдельных предприятиях, существовали кратковременно, часто нелегально, действовали разрозненно. Их значение в том, что они стали предшественниками массовых профессиональных союзов.

В Минске и других городах Беларуси предшественниками профсоюзов были так называемые цеховые сходки, появившиеся весной и летом 1905 года. На некоторых предприятиях они заменялись рабочими кружками, отличавшимися от цеховых сходок (собраний) главным образом тем, что объединяли рабочих одной и той же фабрики с одинаковыми условиями труда. Цеховые сходки объединяли рабочих разных мастерских хотя и одной профессии, но с разными условиями труда. На сходках и в кружках наряду с рассмотрением различных проблем организации труда и производства обсуждались повседневные нужды работающих по улучшению быта, увеличению зарплаты, сокращению продолжительности рабочего дня, поднимались и общеполитические вопросы.

 

2 этап 1904 – 1917 гг.

Профсоюзы в период революций

 

Новый этап профсоюзного движения начался в 1904 году, когда началось массовое создание профсоюзов в Беларуси (Витебске, Гродно, Могилеве, Орше и других городах). 1904 год, когда профсоюзы были созданы практически во всех крупных городах Беларуси, считается отправной точкой для отчета возраста белорусских профсоюзов.

Революционные события 1905 года положили начало организованному периоду в развитии массовых, открытых, образованных по производственному признаку профсоюзов. Они создавались вопреки запретам властей. Право на профессиональные объединения стало одним из основных достижений пролетариата Российской империи.

Массовые выступления рабочих вынудили царское правительство издать 4 марта 1906 года Временные правила о профессиональных обществах. Разрешалась организация обществ и союзов, которые фактически должны были носить благотворительный характер, не выходя за рамки взаимной помощи. При этом деятельность политических союзов, а также литературных, артистических, спортивных и других обществ в данный период запрещалась.

Профсоюзы были ограничены по сфере своей деятельности, а многие категории рабочих так и не получили права объединяться в профсоюзы (в том числе железнодорожные рабочие и служащие, работники почты и телеграфа, банков, государственных учреждений, сельскохозяйственные рабочие). Разрешалось лишь существование отдельных профессиональных обществ, которые полностью зависели от произвола властей, полиции и жандармерии, поскольку последние могли закрывать их по любому поводу. Профсоюзам запрещалось устройство забастовок, однако именно через стачки профсоюзы защищали своих членов.

По мере отступления революции начали проводиться репрессии против организаций рабочих. Участились налеты на помещения профсоюзов, обычными стали и аресты активных профсоюзных деятелей, закрытие профессиональных обществ и конфискация их имущества. Профсоюзным организациям запрещалось устройство общежитий и библиотек, чайных и столовых, не разрешалось содействовать «умственному и нравственному развитию» своих членов, оказывать помощь безработным. Члены профсоюзов должны были оплачивать взносы сразу за весь год. Это было продиктовано единой целью царского правительства – невозможностью рабочими внести сразу годовой взнос и профсоюзы развалятся.

В условиях разгула реакции, когда работа профсоюзов была крайне затруднена, и они на каждом шагу подвергались преследованиям и гонениям, большевики выдвигали идею необходимости создания наряду с легальными профсоюзами нелегальных. Всего в Беларуси в эти годы существовало более 30 легальных и значительное количество нелегальных профсоюзов.

В 1910-1914 гг. происходил промышленный подъем, который сопровождался ростом производства, развитием новых отраслей промышленности, количественным увеличением пролетариата (насчитывалось 500 тыс. наемных рабочих в Беларуси). В эти годы прошла и широкая забастовочная волна. Подъем рабочего движения сопровождался оживлением профсоюзного движения, ростом рядов профсоюзной организации, усилением их роли в забастовочной борьбе.

Оживление профсоюзного движения, вызвало тревогу среди царских властей и в течение 1913 и 1914 гг. в Беларуси было закрыто 17 профессиональных обществ.

Особенно обострилось политическое положение в стране с наступлением 1914 года. За годы Первой мировой войны все профсоюзы на территории Беларуси были запрещены. В этой связи в период Первой Мировой, а затем и гражданской войны профсоюзы Беларуси действовали нелегально.

 

3 этап (1917 – 1928 гг.)

Новый подъем профсоюзного движения

 

Победа Февральской буржуазно-демократической революции, свергнувшей самодержавие, открыла новый этап в развитии профсоюзного движения. Этот этап характеризуется смешанностью, многоукладностью экономики, бурным развитием общественных начал в профсоюзной жизни, расширением социальной базы профсоюзного движения и демократических начал в их деятельности.

В Беларуси после февраля 1917 года стали восстанавливать ранее существовавшие и организовывать новые профессиональные союзы. Одновременно с советами профсоюзов и в противовес им по инициативе и под контролем РСДРП(б) создаются фабрично-заводские комитеты, которые должны были объединять (как низовые структуры) всех работающих на фабриках и заводах.

Фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы) избирались на общих собраниях рабочих и служащих и объединяли всех работающих на предприятии независимо от их принадлежности к тому или иному профсоюзу. Фабзавкомы вели активную борьбу с профсоюзами, обвиняя их в банкротстве, реформизме, предательстве классовых интересов. Позже сферы их интересов были размежеваны. Профсоюзы занимались экономической борьбой и тарифной работой, фабзавкомы – контролем за производством и его организацией. Фабрично-заводские комитеты объединялись Всероссийским центральным советом фабзавкомов, а позже были ликвидированы и реформированы в первичные организации советских профсоюзов.

После Октября 1917 года и гражданской войны профсоюзы были отнесены к организациям правящего, господствующего класса. Пред ними была поставлена задача, как и с кем бороться, отстаивая экономические интересы трудящихся, от которых профсоюзы не могли отступить.

В Петрограде 7–14 января 1918 года состоялся I Всероссийский съезд профсоюзов, который поддержал новую власть. Он определил подходы, формы и методы работы в условиях государственного управления национализированными предприятиями. Съезд принял решение о слиянии фабрично-заводских комитетов с профессиональными союзами и превращении фабзавкомов в первичные организации профсоюзов на предприятиях. Съезд также определил задачи и структуру Всероссийского Центрального Совета профессиональных союзов (ВЦСПС).

В январе 1918 года была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Однако мирный период продолжался недолго. В 1919 году в результате российско-польской войны территория Беларуси вошла в состав Польши. Профсоюзы, ранее поддерживавшие большевиков, были разогнаны. Однако, в скором времени в результате военных действий территория Беларуси оказалась вновь в составе Советской России, а профсоюзы возобновили свою деятельность. Уже в начале июля 1920 года было создано центральное бюро профсоюзов, которое 30 июля 1920 года было реорганизовано в Совет профсоюзов Беларуси. Председателем Совета был избран Ш.Ш. Ходош.

Большую роль в развертывании профсоюзной работы сыграл I съезд профсоюзов Беларуси, состоявшийся в Минске 7–13 мая 1921 года. Съезд обсудил отчет о работе Совета профсоюзов Беларуси, о текущем моменте и задачах профсоюзов, доклады о деятельности Совета народных комиссаров БССР и об экономическом положении республики, о работе народного комиссариата труда, рабоче-крестьянской инспекции, вопросы снабжения рабочих, тарифной политики, производственной пропаганды, культурно-просветительной деятельности.

Важным средством совершенствования работы профсоюзных организаций, повышения производительности труда, роста трудовой активности рабочих и улучшения их материального благосостояния явилась кампания по заключению коллективных договоров. В Беларуси первый коллективный договор был заключен между профсоюзом химиков и групповым управлением стекольной промышленности в начале 1922 года. Большое значение для защиты интересов рабочих и служащих имело заключение коллективных договоров на частных предприятиях. Большинство предпринимателей не хотели заключать коллективные договоры. Но при помощи профсоюзных организаций и принуждении органов Советской власти эти трудности были преодолены. К апрелю 1923 года предприниматели заключили с рабочими и служащими более 750 коллективных договоров и тарифных соглашений, охватив 2370 человек, работающих на частных предприятиях.

 

 

 

 

 

4 этап (1929 – 1990 гг.)

Расширение сферы деятельности профсоюзов Беларуси

 

Государственно-социалистическая экономика и политика по огосударствлению профсоюзов несколько ограничило их деятельность. В 1934 году прекратилась практика заключения коллективных договоров в промышленности и строительстве, уменьшилась практическая роль производственных совещаний. Хозяйственники нередко игнорировали решения профсоюзных собраний и конференций. И только в 1947 году была восстановлена практика заключения коллективных договоров.

Профсоюзы систематически оказывали существенную помощь хозяйственным органам в подготовке кадров квалифицированных рабочих, которые по мере роста экономики были все больше необходимы.

Диапазон деятельности профсоюзов с каждым днем расширялся. Они принимали активное участие в развертывании военно-спортивной работы, шефствовали над воинскими частями, колхозами и совхозами. Профсоюзы помогали организовывать культурные мероприятия в воинских частях, устраивали концерты, ставили спектакли.

В 1930-ые годы укреплялись и расширялись международные связи профсоюзов Беларуси. При помощи профсоюзных организаций расширилась сеть медицинских учреждений. Профсоюзы принимали меры к тому, чтобы постоянно улучшать работу детских садов, яслей, пионерских лагерей. С каждым годом росло число трудящихся, которые проводили отпуска в домах отдыха, лечились на курортах по путевкам профсоюзных организаций. Значительное развитие в республике получили физкультура и спорт. Профсоюзные организации выступали инициаторами проведения спортивных соревнований, вовлечения в физкультурное движение населения.

В первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь-июль 1941 годов) профсоюзы практически взяли на себя огромную работу по перебазированию предприятий и эвакуации миллионов рабочих и их семей в восточные районы, оказанию помощи в их обустройстве, налаживании производственной жизни, по развитию соревнования тружеников тыла под лозунгом «Все для фронта. Все для победы!».

Оставшиеся на оккупированной территории рабочие и служащие активно участвовали в партизанском движении и подполье, саботировали выполнение приказов немецкого командования и оккупационных властей. Рабочие всячески уклонялись от принудительного труда, выпускали бракованную продукцию, портили станки и оборудование. Гитлеровские оккупационные власти в августе 1942 г. попытались создать свои профсоюзы: рабочих, насильно привлеченных к работе, «зачислили» в эти профсоюзы и взимали с них взносы. Было даже создано Центральное бюро профсоюзов.

После войны профсоюзы включились в решение задач восстановления и развития народного хозяйства, боролись за улучшение условий труда и быта рабочих и служащих, за налаживание социальной сферы.

К 1 января 1946 г. в Беларуси было создано 34 республиканских, дорожных и бассейновых комитетов, 49 областных комитетов профсоюзов и 7678 первичных профсоюзных организаций. Они объединяли 64,6 % общего числа рабочих и служащих БССР.

В 1949 г. после 17-летнего перерыва состоялся X съезд профсоюзов СССР. После этого съезды стали созываться через 5 лет. Важную роль в организационном укреплении профсоюзов сыграло принятие съездом нового Устава профсоюзов СССР. В нем было закреплено организационное построение советских профсоюзов начиная от первичных организаций до высших органов профсоюзов. Были также четко определены права и обязанности членов профсоюзов.

В мае 1958 г. состоялся VIII съезд профсоюзов Беларуси – первый съезд профсоюзов республики в послевоенный период. С этого времени была вновь восстановлена практика созыва профсоюзных съездов.

В 1958 г. Совет Министров СССР и ВЦСПС утвердили Положение о ПДПС, а Президиум Верховного Совета – Положение о правах фабричного, заводского, местного комитетов профсоюза. Это значительно расширило и укрепило правовые основы деятельности профсоюзов, одновременно закрепив их широкие права по участию в управлении производством, регулированию социально-трудовых вопросов.

В 1950-80-е гг. профсоюзы Беларуси (как и все профсоюзы СССР), копируя партийные органы, занимаются множеством проблем. В различные периоды в центре внимания профсоюзов Беларуси находились вопросы технического прогресса, рационализаторство и изобретательство, охрана труда, заключение коллективных договоров и соглашений, управление производством, охрана общественного порядка, товарищеские суды, социальное страхование, санаторно-курортное дело, жилищное строительство и распределение жилья, физкультура и спорт, туризм и др.

В деятельности профсоюзов, особенно в 1970-1980-е гг. все явственнее проступают такие негативные явления, как тотальное огосударствление. Постепенно профсоюзы утрачивают свою суть как организации трудящихся, объединяемых профессионально либо по отраслевому принципу. На руководящие посты в профсоюзы все чаще выдвигаются партийные и хозяйственные руководители, включая бывших министров и их заместителей. Постепенно это привело к тому, что коллективные договоры превратились в перечень положений, переписанных из законодательных актов, служебных инструкций, исполнение которых невозможно было проконтролировать.

Вплоть до средины 1980-х гг. тоталитарная система декларировала, что профсоюзы и государство – едины, профсоюзы – соучастники власти и управления, у государства и профсоюзов должен быть один руководитель – коммунистическая партия. Профсоюзам отводилось соответствующее место в системе политической организации диктатуры пролетариата – между партией и государством для связи с массами. Основное предназначение профсоюзов – защита интересов трудящихся – сводилось лишь к функции защиты трудящихся от бюрократических перекосов органов управления предприятий и государства. Профсоюзы организационно строились в соответствии с государственными структурами управления.

Однако выросшие масштабы экономики, сложность новых задач, вызванных научно-техническим прогрессом в промышленности
1960-1970-х гг., требовали обновления форм и методов работы профсоюзов. Все яснее становилась необходимость преодоления бюрократизма и отрыва профсоюзов от масс, огосударствления, четкого определения их роли в обществе, повышения самостоятельности и независимости.

В 1985 г. КПСС был провозглашен курс на перестройку общества. Это стало началом глубоких реформ и в жизни профсоюзов. Практическим вопросам работы в условиях перестройки был посвящен XVIII съезд профсоюзов, который проходил в феврале 1987 г. После этого Пленумы ВЦСПС в августе и декабре рассмотрели вопросы развития демократии в профсоюзах, обновления системы выборов, передачи полномочий нижестоящим профорганам, развития самостоятельности первичных организаций. В 1987 г. создается единая правозащитная служба профсоюзов. Профсоюзы активно стали работать в Верховном Совете, сначала союзном, затем в республиканском.

В начале 1986 г. в ходе проведения в республике эксперимента по реформированию заработной платы прошли забастовки на ряде предприятий разных отраслей (на Витебском «Эвисторе», Минском часовом заводе, Барановичской птицефабрике, водителей-автобусов Новогрудского, Лидского, Ошмянского районов, транспортников г. Гомеля).

В 1989-1990 гг. первичные организации профсоюза автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения по инициативе профкома ПО «Гомсельмаш» организовали чернобыльское забастовочное движение в г. Гомеле и области. Забастовочные комитеты, созданные на базе профсоюзных комитетов предприятий Гомельской области, заставили Правительство СССР принять и выполнить их требования по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Реальные перемены в профдвижении стали ощущаться в 1989 г. Этому способствовали объективные условия, которые потребовали коренного обновления всех сфер общественно-политической и экономической деятельности.

Летом 1989 г. страну потрясли шахтерские забастовки. И в прежние годы забастовки в СССР были явлением не столь уж редким. Но тогда они носили, как правило, локальный характер, т. е. происходили в пределах одной бригады, цеха, предприятия, поэтому довольно легко и оперативно подавлялись. Статистика забастовочной борьбы была закрыта для общественности.

Однако шахтерские забастовки 1989 г. приобрели массовый характер. Их уже нельзя было незаметно подавить или нейтрализовать. Когда сотни тысяч советских шахтеров вышли на площади своих городов и заявили о нежелании и невозможности жить и работать по-старому, оказалось, что в стране нет организаций, способных возглавить массовые выступления рабочих. Поэтому возникли забастовочные комитеты – предвестники новых профсоюзов.

Шахтерские забастовки, другие выступления трудящихся всех республик, в том числе Беларуси, недвусмысленно поставили перед профсоюзами альтернативу: либо они начнут реально перестраиваться, либо не будут востребованы трудящимися. Профсоюзы выбрали первое и стали изменять методы и формы работы.

 

5 этап (1990 г. – по настоящее время)

Современный период развития профсоюзного движения.

Роль Федерации профсоюзов Беларуси

 

Современный период профсоюзного движения начался в 1990 г. с создания республиканских отраслевых профсоюзов и образования Федерации профсоюзов Беларуси, появления и новых Свободных профсоюзов.

XVII съезд профсоюзов республики 5-6 октября 1990 г. образовал Федерацию профессиональных союзов Белоруссии и объявил себя I съездом ФПБ. Название Федерации несколько раз менялось, пока в 2002 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь она была переименована в Федерацию профсоюзов Беларуси.

Фактически I съезд ФПБ провозгласил новые задачи профсоюзов: солидарность, защита своих интересов, а также защита социально-экономических прав и интересов каждого отдельно взятого рабочего, колхозника, служащего.

В первые годы создания в составе ФПБ и в сфере ее влияния действовали 32 отраслевых профсоюза, 6 межсоюзных областных объединений, свыше 29 тыс. первичных профсоюзных организаций с общей численностью более 5 млн человек.

Буквально с первого дня своего образования ФПБ столкнулась с нестандартными условиями, в которых не приходилось работать ни одному из ее профсоюзных предшественников:

1) постоянный спад производства, рост безработицы, инфляция, рост цен, неплатежи, структурно-неэффективная экономика, задолженность по зарплате, разрыв экономических связей, резкое падение реальных доходов и уровня жизни, незащищенность и свертывание социальной сферы – науки, образования, культуры, здравоохранения;

2) резкое падение конкурентоспособности отечественной продукции и свертывание потребительского рынка отечественных товаров и продуктов и насыщение его импортом;

3) проблемы, связанные с приватизацией.

Эти проблемы усугублялись постоянно растущим масштабом нарушений законодательства о труде как правительством, так и работодателями и игнорирования профсоюзов.

В этой связи в январе 1995 г. ФПБ провела широкомасштабные коллективные действия – акции протеста по защите прав и интересов трудящихся, в которых приняло участие свыше 900 тыс. человек, в том числе на митинге в Минске 35 тыс. человек. Попытки властей запретить, сорвать акцию протеста ни к чему не привели: трудящиеся поддержали профсоюзы.

За время существования в Беларуси самостоятельных профсоюзов, в первую очередь их национального центра – ФПБ, получили подтверждение выбранные приоритеты, основные направления стратегии и тактики профсоюзного движения в Беларуси, которые определяют роль ФПБ в жизни современного общества:

Во-первых, профсоюзы самое пристальное внимание обратили на законотворческую работу. Проекты всех нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются профсоюзами на предмет их социальных последствий и предложения по ним передаются органам законодательной или исполнительной власти, либо органам местного самоуправления.

С 1994 г. профсоюзы Беларуси лишены права законодательной инициативы, что побуждает их самостоятельно выступать с конкретными предложениями перед законодателями либо непосредственно, через выдвижение в парламент своих депутатов.

Во-вторых, профсоюзы выбрали идеологию социального партнерства как взаимовыгодного взаимодействия предпринимателей, наемных работников и государства для достижения баланса по реализации их социально-экономических интересов в условиях становления рыночных отношений. В условиях формирующегося рынка труда только профсоюзы по своей социальной природе, принципам и организации, исходным целям и массовости на деле осуществляют (или могут осуществлять) представление и защиту интересов человека как носителя рабочей силы. В практику работы ФПБ, профсоюзов вошли постоянные трехсторонние консультации и переговоры для выработки взаимоприемлемых решений по экономическим и социальным проблемам. По инициативе президиума Совета ФПБ издан Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь».

В-третьих, профсоюзы, ФПБ в новых условиях стали проводить еще более целенаправленную работу по усилению социальной и правовой защиты работников, в области социального страхования, охраны здоровья, социального, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, других видов социальной защиты. Возросло участие профсоюзов в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в разработке мер по социальной защите работников, определению основных критериев жизненного уровня (или социальных норм, индикаторов), размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индексации цен, а также в осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства в указанной сфере.

Федерация профсоюзов добилась введения 40-часовой рабочей недели, не допустила законодательного внедрения локаута (то есть временной остановки работы или существенного сокращения объемов производства с прекращением выплаты зарплаты), постоянно инициирует повышение заработной платы, принятие концепции реформы оплаты труда и занятости. Профсоюзы выступили и отстояли права работающих пенсионеров на получение пенсии в полном размере.

Однако наряду с положительными результатами деятельности профсоюзов в деле социальной защиты трудящихся имеют место и определенные сложности. На протяжении всей истории профдвижения СССР, БССР профсоюзы отстаивали и выполняли достаточно много важных функций в обществе: управление бюджетом государственного социального страхования, оздоровление детей и взрослых; создание комплекса санаторно-курортных, туристических спортивных и культурно-просветительных учреждений. В введении профсоюзов находилась государственная инспекция охраны труда и техники безопасности. Профсоюзной инспекцией по охране труда (штатными работниками и общественными инспекторами) ежегодно пресекались сотни нарушений правил охраны труда и техники безопасности. Этот комплекс работ в социальной сфере выполнялся профсоюзами в основном на общественных началах, хотя и под контролем государства.

Сегодня профсоюзы добровольно осуществляют общественный контроль за охраной труда, оздоровлением, соблюдением трудового законодательства, помогая людям и государству в современных экономических условиях.

В-четвертых, история организованного рабочего движения убедительно свидетельствует о том, что профсоюзы не могут существовать и действовать в интересах трудящихся без работы с кадрами и активом, без опоры на прессу, без гласности в работе.

Профсоюзы смогли сохранить сеть учебно-методических центров в областях, создать Международный институт трудовых и социальных отношений (с 2011 г. – университет).

Сохранилась и профсоюзная печать: выходит республиканская газета «Беларускi час», отдельные профсоюзы и профобъединения стали выпускать свои многотиражные газеты и бюллетени.

Дальнейшее развитие получила международная деятельность профсоюзов. ФПБ является одним из учредителей создания Всеобщей конфедерации профсоюзов стран СНГ. Более тесным стало взаимодействие с Международной организацией труда (МОТ) и ее региональными отделениями, Международной конфедерацией свободных профсоюзов, Национальными профцентрами стран Европы, с Израилем и Китаем. Проводится работа по привлечению зарубежных профцентров и организаций к решению проблем чернобыльской катастрофы и оказанию помощи жителям Беларуси.

В течение всего периода развития ФПБ ее руководителями выступали: В. И. Гончарик (1990-2001 гг.), Ф. П. Витко (2001-2002 гг.), Л. П. Козик (2002-2014 гг.). С 2014 г. по настоящее время руководителем ФПБ является Михаил Сергеевич Орда.