Разделы сайта

Главная

Советы психолога

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?

Побои - не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.

Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. П рименение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

Телесные наказания детей являются
одной из форм агрессии; они негативно
отражаются на уровне самооценки ребенка,
уменьшая его настрой на конструктивное
взаимодействие, вызывая протест.

Телесные наказания приучают детей проявлять агрессию и насилие для решения этих проблем. Доказано, что телесные наказания со стороны родителей являются причиной заниженной самооценки и депрессии не только в детстве, но и во взрослом возрасте.

Почему бьют детей?

Физические наказания - явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что

таким образом можно учить детей
морали и наставлять их на путь
истинный. Но, несмотря на такую
убеждённость, большинство

родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:

«Пусть ребёнок знает, что с ним не
шутки шутят - дело вполне серьёзное»

«В детстве меня тоже били, и это мне
не повредило»

Уважаемые родители,

знакомы ли Вам, кроме физического наказания, альтернативные способы урегулирования конфликтной ситуации?

Как же вести себя с непослушным ребенком?

1. Будьте доброжелательными, но
требовательными:

если ваш ребенок не отреагировал на продолжительные просьбы вести себя должным образом, лучше воздержаться от телесных наказаний, привлечь его внимание, добиться понимания с его стороны и повторить свою просьбу в доброжелательном, но твердом тоне.

2. Сохраняйте спокойствие:

если ваши нервы на пределе, не

предпринимайте никаких действий и

старайтесь успокоиться. Часто причиной

срыва является целый ряд стрессовых

факторов. Постарайтесь отстраниться от

ситуации и посчитать до десяти. Как только вы

обретете самообладание, выход из

ситуации станет очевиден.

3. Давайте ребенку возможность
выбора
:

если ребенок не слушается, опишите
ему, какие меры вы готовы предпринять в
ответ на плохое поведение с его стороны,
дайте ему возможность самостоятельно
выбрать между послушанием и
возможным наказанием.

4. Пусть ребенок столкнется с
последствиями своих действий:

если ребенок совершил проступок, который привел к отрицательным последствиям, дайте ему возможность предпринять меры для устранения причиненного ущерба. Так вы научите своего ребенка нести ответственность за свои действия, а не испытывать страх перед наказанием.

5. Давайте ребенку возможность достичь договоренности с вами:

если ваш ребенок нарушил
договоренность, существующую между
вами, следует обсудить с ним его поведение,
и ваши чувства в связи с этим, и постараться
вновь достичь согласия, взяв с ребенка слово
впредь не поступать подобным образом,
предложив ему возможность

компенсировать подобный проступок конкретными положительными действиями.

6. Будьте доброжелательны, но тверды в своих требованиях:

вместо того чтобы ударить ребенка, когда он
делает что-то, чего делать не должен;
возьмите его на руки, отнесите в другую
комнату и предложите заняться чем-нибудь
другим. Иногда вам потребуется проделать
это несколько раз.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Родитель – не раб и не господин. Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и

право быть свободным от страха и насилия.

Мамы и папы!

Рассмотрите возможность мирного разрешения конфликтов в семье без применения физической силы на основе сотрудничества и совместного творческого поиска выхода из ситуации вместе с ребенком. Помните, что существует бесчисленные альтернативы телесному наказанию.

 

НАШ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ – ЛЮБОВЬ, БЕСЕДА, ПОНИМАНИЕ!

Изменения в поведении, указывающие на употребление ребенком ПАВ:

  1. Он вообще изменился. Появилась ничем не мотивируемая раздражительность, вспышки гнева, крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняется настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону - до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
  2. Он (она) начал часто исчезать из дома. Появились частые немотивированные уходы из дома без указания места и цели времяпрепровождения, поздние возвращения домой. Частые просьбы отпустить на ночь из дома, либо отсутствие по ночам без объяснения причин. Причем, эти исчезновения либо никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
  3. Самоизоляция в семье: ребенок избегает родителей, по телефону отвечает  украдкой, избегает участия в семейных делах, появляется четко выраженное уклонение от домашнего общения, неожиданное пренебрежение домашними правилами. Ребенок перестает участвовать в семейных праздниках, нарастает напряженность в семейных взаимоотношениях.
  4. Он (она) потерял свои прежние интересы. Не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки или готовиться к экзаменам.
  5. Сбился ритм дня: ребенок поздно ложится спать и поздно встает.

Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

  1. Он (она) начал очень часто врать по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
  2. Изменился внешний вид, манера одеваться, потерял интерес к собственному внешнему виду: волосы стали ломкими и бесцветными; кожа бледной, землистой. Обращает на себя внимание повышенная травматизация и затянутые сроки заживления микротравм. Одежда стала неопрятной, в жару носит одежду с длинными рукавами.
  3. Изменились интересы; ребенок стал равнодушным, отдалился от старых друзей. Обращает на себя внимание необщительность: скрытность, избегание контакта с родными, озлобленность, раздражительность. Ребенок склонен к уединению в ванной, туалете. С новыми друзьями отказывается знакомить.
  4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Рассказ, например, о болезни или неприятности кого-то из близких родственников, он не слушает, только делает вид. На самом деле думает о чем-то своем, совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
  5. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью изменился круг друзей. Отказ от общения со старыми друзьями или приятелями (на вопрос – «почему» - маловразумительный, неубедительный ответ).Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою занятость. Появившихся новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Разговоры с приятелями ведутся непонятными фразами (в тексте телефонных переговоров могут попадаться сленговые словечки) часто шепотом или в уединении. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил и зачем.
  6. Ухудшилась успеваемость в школе, ребенок стал прогуливать занятия.
  7. Возник интерес к домашней аптечке, литературе по фармакологии, изучению ассортимента аптек.
  8. Возникли колебания аппетита от равнодушия к еде до приступов обжорства.
  9. Возросли финансовые траты. Под различными предлогами ребенок просит деньги. Дома факты пропажи денег или вещей. Соседи говорят вам о долгах, которые вы не делали.
  10. У Вас в доме стали пропадать деньги или ценные вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях.
  11. Появление в состоянии наркотического опьянения дома, или в школе, или в клубе. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату. т.д.
  12. Потеря энтузиазма, появление высказываний о бессмысленности и тягости жизни, серьезное отношение к лозунгам типа «живи быстро, умри молодым», безразличие к делам, безынициативность - "потухшие глаза".
  13. Вы нашли в доме закопченную ложку, таблетки или иглы в кармане, обрывки фольги, разные порошки, папиросы, чаще «Беломорканал», телефонные номера на клочках бумаги.
  14. Противоправные действия или кражи вне дома, наличие значительных денежных сумм без объяснения причины их появления.
  15. Интерес к разговорам о наркотиках. Убежденное отстаивание «права человека на употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними».

 

Данные, свидетельствующие об употреблении ребенком

психоактивных веществ

 Может быть, вам случайно доведется заметить у ребенка шприц, какую-нибудь сушеную траву, непонятный порошок, таблетки или марки, которые не очень похожи на почтовые, бумажки, а иногда и денежные купюры, свернутые в трубочки, закопченные ложки, пузырьки, капсулы, жестяные банки, пачки лекарств снотворного или успокоительного действия. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это для уроков химии (или биологии) в школе, что «это принадлежит другу» и т.п.

Следует особо предупредить о возможных кражах определенных лекарств из домашней аптечки, привлечь их внимание к случаям появления среди домашней посуды потемневших ложек (от подогревания порошка снизу зажигалкой или свечкой для его расплавления с целью внутривенного введения).

Должно настораживать появление в столе или книжных полках коротких трубочек для коктейлей (как правило, это приспособление для нюханья наркотического порошка), атрибутов для кипячения шприцов.

 

Внешние признаки («физиологические») употребления ребенком ПАВ

  Общие внешние признаки («физиологические») употребления ребенком ПАВ

К физиологическим признакам употребления наркотиков относятся:

1) бледность или покраснение кожи;

2) расширенные или суженные зрачки;

3) покрасневшие или мутные глаза;

4) несвязная, замедленная или ускоренная речь;

5) потеря аппетита, похудение, а иногда — чрезмерное употребление пищи;

6) хронический кашель;

7) плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

8) резкие скачки артериального давления;

9) расстройство желудочно-кишечного тракта.

 Внешность:

  • внешний вид не здорового человека: бледность, отечность кистей рук. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. Расширение кровеносных сосудов под ноздрями;
  • частые синяки, порезы, ожоги от сигарет в районе вен на руках, (на вопрос о происхождении подросток отвечает "просто упал, сам не знаю, откуда"). Прожженная сигаретами одежда;
  • отказ от утреннего туалета. Отсутствие потребности в смене одежды, "посторонние" запахи от волос и одежды;
  • появление на теле татуировок и рисунков, особенно с изображением паутины, черепов, фантастических монстров и холодного оружия;
  • наконец, вы сможете заметить следы инъекций (т. е. уколов) по ходу вен на руках.

 Поведенческие признаки употребления наркотиков

 Основные признаки, свидетельствующие о начинающемся пристрастии к наркотикам, относятся к изменению поведения подростков. Это могут быть:

°   нарушение сна: возможно, ребенок слишком поздно ложиться спать и все дольше залеживается в постели с утра, что может проявляться возросшим числом опозданий на занятия; сонливость на уроках;

°   падение интереса к учебе и привычным хобби, снижение успеваемости;

°   появляется рассеянность и забывчивость, ухудшается память и способность к обучению;

°   повышается интерес к лекарствам, их свойствам и эффектам. Подросток часто может проявлять повышенный интерес к лекарствам, хранящимся в аптечке;

°   настроение подростка меняется без видимых причин, очень быстро и часто не соответствует ситуации: добродушие и покладистость при скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации;

°   повышение агрессивности, что может проявляться в участившихся драках и оскорблениях старших и сверстников;

°   увеличивается число пропусков занятий «по болезни», причем подросток может представлять оправдательные  справки от врача.

 

Последовательность действий при подозрении ребенка в употреблении ПАВ или наркотиков:

  1. Узнайте как можно больше сведений о действиях, последствиях различных психоактивных веществ.

Обладая этими сведениями, будьте внимательны, не обнаруживаете ли Вы признаки, указывающие на то, что Ваш ребёнок употребляет наркотики. Если Ваши предположения подтвердились, не притворяйтесь, что всё в порядке.

  1. Не поддавайтесь панике. Найдите в себе силы для решения ситуации. Криком на ребенка, битьем, угрозами Вы ничего не добьетесь. Найдите смелость сказать ему о своих подозрениях прямо такими словами: «Мне кажется, что ты принимаешь наркотики».

Не настраивайтесь на лёгкую победу. Скорее всего, Вы даже не дождётесь честного признания. Наркоманию (как и алкоголизм) называют «болезнью отрицания», потому что заболевший человек даже самому себе не признаётся в своей зависимости, ему всегда кажется, что стоит только захотеть  и он сможет отказаться от привычки.

Наберитесь терпения и постарайтесь понять, что ребёнок повзрослел и он вовсе не Ваша собственность, поэтому вправе жить так, как хочет, и самостоятельно выбирать – употреблять ему наркотики или нет. Другое дело, что Вы просто обязаны, сказать ему, что не одобряете этот выбор, и сделать всё, чтобы он имел полную информацию о том, что его ждёт в будущем, какие необратимые процессы будут происходить в организме, если отказаться от лечения.

Постарайтесь понять, что не в Ваших силах всё изменить сию минуту. Самое сложное – признать, что Ваш ребёнок всё равно будет делать то, что считает нужным. Но при этом он должен знать, что ответственность за свой образ жизни (и за последствия своей болезни) он несёт самостоятельно.

Не пытайтесь бороться в одиночку – обычно это бесполезно, не делайте из этой болезни семейной тайны, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Большинство консультантов и психологов уверены, что лечение нужно начинать с близких. Речь здесь идёт далеко не о медикаментозном лечении. Речь о духовном самосовершенствовании.

 

Последовательность действий при получении положительного результата теста на наркотическую зависимость:

 

  1. Не нужно бояться! Положительный результат - это не приговор, имеется  возможность  своевременно пройти лечение, а значит и получить шанс  на спасение от зависимости.
  2. Прежде всего начните с себя! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок излечился от наркомании – начните анализ ситуации с себя и со своих семейных отношений. Где и как в семье были созданы условия того, что ребёнок захотел сбежать в мир наркотиков? Прежде чем лечить ребёнка, избавьтесь от этих условий, иначе Ваши действия не будут иметь эффекта.
  3. Разберитесь в ситуации.

Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребёнок употребляет наркотики, это отнюдь не означает, что он обязательно станет зависимым от наркотиков и через непродолжительное время погибнет. На формирование зависимости от наркотиков требуется время. Нельзя не учитывать, что подростка могли уговорить «только попробовать» наркотик или дали его обманным путём вместо чего-то другого (например, лекарства, витамина и т.п.), вынудили принять его под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Не спешите с категоричными выводами. Бывают случаи, что первое знакомство с наркотиком становится последним. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.

  1. Сохраните доверие ребёнка к себе.

Поговорите со своим ребёнком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет Вас и ребёнка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребёнка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о Вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребёнком проблем. Вполне возможно, что ребёнок употребляет наркотики, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

4. Не позволяйте собой манипулировать.

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребёнка, его раздражение, попытки Вами манипулировать. Такие попытки шантажа могут быть предприняты неоднократно, обычно для получения денег. В случае отказа ребёнок может заявить, что если он не получит денег, то его убьют за долги, или он покончит с собой. Подобные заявления должны встречать только спокойный и решительный ответ «нет». К шантажу могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.

5. Не исправляйте за ребёнка его ошибки.

Заглаживая ошибки своего ребёнка, родители усиливают его склонность к продолжению употребления наркотиков. Получается, что за своё поведение подросток получает двойное вознаграждение: сначала в виде «химического счастья» от наркотика, а потом и ликвидацию всех неприятных последствий. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребёнок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным.

6. Меньше говорите, больше делайте.

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребёнка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко даёт обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать он будет всё, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Но в том случае, когда ВЫ выполните то, что обещали, он станет гораздо более управляемым и послушным.

Не пытайтесь контролировать употребление, запирать ребёнка на ключ, отсылать его в другой город – это обычно не приносит желаемого результата. Берегите собственные нервы, они вам ещё пригодятся. И не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже.

7. Приложите усилия, чтобы привлечь ребёнка к лечению.

Необходимо собрать, например, у психиатра-нарколога вместе всех людей, которые значимы для пациента и обеспокоены его наркотизацией. Нужно, чтобы каждый человек описал, какие чувства вызывает у него лично конкретный поступок или поведение подростка в целом и как это отразилось на его отношении к больному. Сведения должны выражать участие и заботу о ребёнке, а не оценки, гнев, обиду и осуждение. Психиатр-нарколог поможет заинтересованным лицам выбрать и обсудить необходимое для пациента лечение. План лечения обдумывается заранее, для того чтобы больной, приняв решение начать лечение, имел возможность сразу госпитализироваться в наркологический стационар.

Врачу также необходимо помочь всем заинтересованным лицам решить, что они будут делать, если пациент отвергнет все предлагаемые формы помощи.

После этого организуется групповая встреча с пациентом, во время которой значимые для него лица излагают все рекомендации в объективной, участливой манере.

8. Предоставьте ребёнку возможность прекратить приём наркотиков самостоятельно.

Бывают случаи, когда ребёнок сам признается в том, что он употребляет наркотик, но категорически отказывается обращаться за помощью к врачу. Разрешите ему попробовать предпринять такую попытку. Это практически невозможно, но дайте ребёнку самому убедиться в этом.

9. Не допускайте самолечения.

Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения. Для лечения наркотической зависимости используются определённые препараты, неграмотное применение которых может привести к серьёзным осложнениям, угрожающим жизни. Грамотное, квалифицированное лечение может проводить только психиатр-нарколог.

10. Помогите ребёнку найти врача.

Для этого имеются «телефоны доверия», узнайте всё о клиниках и специалистах, которые должны иметь лицензию на консультирование, диагностику, лечение и реабилитацию больных с наркотической зависимостью. Посоветуйтесь по телефону, как вести себя в создавшейся ситуации. Возможно, приём наркотиков – это попытка ребёнка решить свои личные проблемы. Тогда лучше сначала проконсультироваться с психологом или психотерапевтом, которые работают в наркологических учреждениях. Если Вы предполагаете, что ребёнок систематически употребляет наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу. Узнайте о различных методах лечения, разных врачах, после чего выберите тот метод и того специалиста, которому Вы доверяете. Необходимо поддержать решение ребёнка обратиться за помощью к врачу и присутствовать на первом приёме для моральной поддержки.

11. Восстановите доверие к ребёнку, после того, как он прекратит употреблять наркотики.

В первую очередь прекратите обсуждать проблему наркотической зависимости, не напоминайте ребёнку о самом существовании наркотика, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль. Установите разумные границы контроля. Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребёнка – это не поможет, но травмирует его.

12. Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе – всё это поможет стать альтернативой потребления наркотиков. Обратите внимание на то, как Вы сами относитесь к курению, алкоголю, самолечению. Если Вы справились с негативным потреблением таких веществ, то Ваш пример послужит образцом поведения для Ваших детей. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

Ознакомится со статьей вы можете перейдя по ссылке

Родителям

Формирование личности современных подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит в конвергентном пространстве – на стыке виртуального мира и реальности. В обычной жизни подростки самовыражаются, презентуя свою уникальную личность с помощью особой одежды, манеры поведения, причастности к особым, «своим» сообществам. Сегодня этот значимый для становления личности процесс социализации происходит в интернет-среде. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.

Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в онлайне.

Подростки в интернете сталкиваются с теми же рисками, что встречаются им в обществе . В реальной жизни угрозы достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников, учителей, представителей социальных служб, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то другой привязки. Что такое «опасный» или непристойный контент, сегодня пытаются определять, основываясь на «современных общественных нормах», которые также достаточно трудно формулируемы. Хранение и распространение порнографии с участием несовершеннолетних признано противозаконным в большей части стран мира. Иные «сетевые» угрозы (включая сексуальное преследование, оскорбления и агрессивное поведение в интернете) чаще всего не преследуются по закону.

Чтобы помочь своим детям, вы должны это знать:

1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.

2. Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в интернете – номер мобильного телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в интернете может это увидеть.

3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.

4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

5. Помогите ребенку понять, что некоторые люди в интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.

6. Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в интернете.

7. Научите своих детей, как реагировать в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в интернете, так же расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.

8. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Возможные опасности, с которыми сопряжен доступ детей к интернету

1. Неприемлемые материалы. В интернете ребенок может столкнуться с материалами, связанными с сексом, провоцирующими возникновение ненависти к кому-либо или побуждающими к совершению опасных либо незаконных действий.

2. Неприятности, связанные с нарушением законов или финансовыми потерями. У ребенка могут обманным путем узнать номер вашей кредитной карточки, и это вызовет финансовые потери. Ребенка также могут склонить к совершению поступков, нарушающих права других людей, что в конечном счете приведет к возникновению у вашей семьи проблем, связанных с нарушением законов.

3. Разглашение конфиденциальной информации. Детей и даже подростков могут уговорить сообщить конфиденциальную информацию. Сведения личного характера, такие как имя и фамилия ребенка, его адрес, возраст, пол и информация о семье, могут легко стать известными злоумышленнику. Даже если сведения о вашем ребенке запрашивает заслуживающая доверия организация, вы все равно должны заботиться об обеспечении конфиденциальности этой информации.

4. Проблемы технологического характера. По недосмотру ребенка, открывшего непонятное вложение электронной почты или загрузившего с веб-узла небезопасный код, в компьютер может попасть вирус, «червь», «троян», «зомби» или другой код, разработанный со злым умыслом.

Меры предосторожности:

1. Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо сделать, – это объяснить им, что нахождение в интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Многие опасности, подстерегающие пользователя интернета, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми, и дети должны понимать, что, если они не знают человека, с которым вступили в контакт лично, это означает, что они общаются с незнакомцем, что запрещено и в реальной, а не только в виртуальной действительности.

2. Разработайте правила пользования интернетом:

1) четко объясните детям, посещение каких веб-узлов является приемлемым и какими правилами нужно руководствоваться при пользовании интернетом. Приведите ясные и наглядные примеры того, что следует искать, и убедитесь в том, что дети обратятся к вам, если столкнутся с не внушающими доверия или смущающими их материалами;

2) пароли. Предупредите детей о том, что они не должны никому сообщать свои пароли, даже если человек утверждает, что является сотрудником вашего поставщика интернет-услуг (например, представляется вашим провайдером). Поставщик услуг интернета никогда не будет спрашивать, какой у вас пароль;

3) разработайте «домашнюю» политику. Составьте список того, что можно и чего нельзя делать любому члену вашей семьи при использовании интернета. Например: нельзя разглашать информацию личного характера. Объясните детям, что они не должны сообщать свою фамилию, адрес, номер телефона или давать свою фотографию. Ребенок ни в коем случае не должен соглашаться на личную встречу с виртуальным другом без разрешения и присутствия родителей. Нельзя ничего покупать через веб-узел, деятельность которого осуществляется через небезопасный сервер. Перед тем как совершить покупку, необходимо всегда спрашивать разрешения взрослых;

4) следует либо не допускать использования ребенком чата, либо контролировать это занятие. Кроме того, нужно убедиться в том, что выбранный им чат является управляемым и поддерживается заслуживающей доверия компанией или организацией;

5) установите компьютер в помещении, используемом всеми членами семьи, а не в комнате ребенка. Это упростит контроль за пребыванием детей в интернете. Воспользуйтесь современными технологиями;

6) контролируйте входящие и исходящие сообщения электронной почты своего ребенка. Знакомьтесь с его виртуальными друзьями подобно тому, как вы знакомитесь с реальными;

7) регулярно просматривайте журнал веб-обозревателя. Из него вы узнаете, какие веб-узлы посещали ваши дети и как часто они это делали;

8) настройте веб-обозреватель в режиме обеспечения безопасности.

Помните!

Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о том, каких правил им следует придерживаться при использовании интернета, позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное и безопасное путешествие по Всемирной сети.

Рекомендации родителям, как сделать посещение интернета для детей полностью безопасным:

1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.

2. Научите детей доверять интуиции. Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.

3. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.

4. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.

5. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в интернете, так и в реальной жизни.

6. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.

7. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы – музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.

8. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

9. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в интернете, правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

10. Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Советы по достижению равновесия между временем, проводимым в интернете и вне его:

1. Следите за симптомами проявления интернет-зависимости. Спросите себя: оказывает ли времяпрепровождение в Сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени ваш ребенок проводит в интернете.

2. Обратитесь за помощью. Если у вашего ребенка проявляются серьезные признаки интернет-зависимости, проконсультируйтесь с классным руководителем,педагогом-психологом.Навязчивое использование интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка.

3. Не запрещайте интернет. Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни. Вместо этого установите внутрисемейные правила использования интернета. В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

4. Держите компьютер в открытом помещении. Установите компьютер в общей комнате вашей квартиры, а не в спальне ребенка.

5. Поддерживайте равновесие. Пусть ребенок почаще играет с другими детьми на свежем воздухе.

6. Помогайте ребенку участвовать в общении вне интернета. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, моделирование кораблей или литературный кружок.

7. Контролируйте своих детей. Ознакомьтесь с программами, которые ограничивают использование интернета и осуществляют контроль над посещаемыми сайтами. Однако помните, что сообразительный ребенок, если постарается, может и отключить эту службу. Поэтому ваша конечная цель – развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.

8. Предложите альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, если ваш ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези, предложите ему почитать книги соответствующей тематики.

 Внутрисемейные правила использования интернета

Перед тем как дети начнут осваивать интернет, неплохо убедиться, что все понимают, что следует и что не следует делать в Сети. Можно написать кодекс поведения, которому все согласны следовать. Кроме того, можно составить правила пользования для каждого ребенка в семье в зависимости от возраста. Каждый подписывает свое соглашение, чтобы показать, что понимает правила и соглашается следовать им в интернете.

Ниже приведен образец. Его можно скопировать, пересмотреть для нужд именно вашей семьи и напечатать для личного использования. Семейные правила пользования Сетью можно прикрепить около каждого компьютера. Для напоминания.

 

  • ПАМЯТКА: РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ САМОУБИЙСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ (ссылка)

  • ПЯТЬ ПРАВИЛ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ (ссылка)

  • РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ "БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ" (ссылка)

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ (ссылка)

Психологическая готовность к школе. Что это такое? 

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе, очень важно сформировать правильный взгляд на готовность к школьному обучению.
 
Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом производится отбор детей в школы и что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги. Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы быть готовым к обучению в школе.
Прежде всего, необходимо помнить, что под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но без них хозяйка обойтись не может. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую «внутреннюю позицию» школьника, его волевую и интеллектуальную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят: неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры; что это еще за «внутренняя позиция» школьника, о которой твердят психологи? Не менее важным является и другой вопрос: а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте, прежде всего попробуем разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, и тогда вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.
 
Хочет ли ребенок в школу?
Прежде всего, мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники тоже пойдут туда, потому, что слышал дома, что попасть в эту школу очень важно и почетно, наконец, потому, что к школеон получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия - все дляних внове, все впервые. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. В 6 лет дети уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, таккак покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интереснуюигру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за приготовлением уроков. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например,на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника, о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти увсех детей к 7 годамоднако если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняются от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Так же важно рассказывать детям о том, что именно значит - быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу,и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции» школьника.
Однако правомерен вопрос: «Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность такой позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?» Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является формирование интереса к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.    
Однако это уже зависит от того, как и чему, ваш ребенок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности к школьному обучению. В этот момент как раз «внутренняя позиция» школьника, то есть его стремление пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и бегать вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать, вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.
 
Нужно ли уметь читать?
Что же такое интеллектуальная готовность? Многие родители считают, чтоименно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - этообучение детей навыкам письма, чтения и счета.
На самом деле интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это, прежде всего уровень развития его психических качеств – восприятия и памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, то есть использовать определенные знаки, схемы, модели для представления объекта действительности, которые замещают реальные объекты. Например, для того чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, необязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заменители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям сделать чертеж, который поможет представить условие задачки, и решить ее на основе данного графического изображения. Почему важна деятельность моделирования? Она позволяет перевести присущее ребенку этоговозраста наглядно-образное мышление в логическое.
Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью, но ведь это не должно являться препятствием для запомина­ния. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя наних, ребенку будет намного легче выучить нужный материал.
Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи.
Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения - одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.
 
Хочет ли ребенок слушать и сосредотачиваться?
Поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будетделать, можно ли выполнить порученное ему задание (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами. В том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку, о чем мы свами говорили ранее.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты,вкоторых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка под­черкивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае, если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
 
Слышит ли рука глаз?           
Развитие движений часто рассматривается как одна из составляю­щих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологиче­ской готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.
У него должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4-5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной готовности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотритна предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз.
О трудности координации говорит тот факт, что многим детям ри­совать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внима­ние раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и ру­ки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудным и для взрослого человека? Прежде всего, нам помогут предложенные ранее графические диктанты.
Любое задание на копирование геометрических фигур, простей­ших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребен­ку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование, осо­бенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас стали бо­лее понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили.
Становится ясными то, что заданияэти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят сложности.
 
Как дошкольник становится школьником?
Первое, что нас интересует - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая «позиция школьника», по определению известного психолога Л.И. Божович: «Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уро­ки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез.
Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То, чтоон говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, лю­бит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как ста­раешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получа­ется, значит, надо стараться больше, и в конце концов обязательно полу­чится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам».
Одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слу­шать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только вниматель­но читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет ученика, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы.
Не менее важна для подготовки детей к систематическому обуче­нию сюжетно-роле-вая игра, развивающая умение общаться со сверст­никами, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нуж­ны для вхождения ребенка в коллектив, но и формирование важной со­ставляющей мышления - способности рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу, которое начинается с обсуждения этих вопросов с другими людьми и показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, властвуют подобно взрослымнад вещами и событиями, обладаютихавторитетом и правами.
Не меньшие возможности, чем игра для подготовки ребенка к сис­тематическому обучению, обеспечивают те виды детской деятельности, которые обычно называют продуктивными: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов.
Ваш ребенок приступает к систематическому школьному обуче­нию. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и в буду­щее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнет читать и переводить книги, написанные на иностранном языке.
На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то придется приложить значительные усилия. Но если от­носиться к этому спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настой­чивость, то любые трудности удастся преодолеть.
 
 
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: «КАК ПРОЖИТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН ДЕНЬ

БЕЗ НЕРВОТРЕПКИ, ПОУЧЕНИЙ, ВЗАИМНЫХ ОБИД?»

1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидетьва­шу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дер­гайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного зав­трака ему придется много поработать.

4. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. По­желайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок че­ресчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не от­кладываете на потом, выслушайте его ведь, это не займет много времени.

6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывай­тесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь,чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

8. После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необхо­димо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15—20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все по­лучится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если неочень получается) необходимы.Не акцентируйте внимание на оценках.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависи­мости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации,

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на до­машние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами се­мьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы най­дете много полезного.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, ус­талость, плохое самочувствие. Чаще всегоэто объективные показатели утомления, трудности учебы.

15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы частоговорим«ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять на­пряжение, накопившееся за день, и спокойноуснуть.Старайтесь невспоминать перед сном неприятностей, не выяснятьотношений, не обсуж­дать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он былспо­койным, добрым и радостным.


 

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанно­стей. Сделайте это мягко; «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить, тебе, помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести вед­ро и т.д.).

 
2. Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных про­блем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмот­реть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в обще­нии, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педа­гогики.

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
 
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окру­жающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оп­тимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

5. Научите ребенка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесьего мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жиз­ненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
 
6. Чаще разговаривайте с ребенком.

Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внима­тельно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это дейст­вительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фанта­стические истории - о предметах,вещах, явлениях природы. Ваш ребе­нок должен быть фантазером!

7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не ис­сякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользо­ваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
 
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А эго оз­начает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируй­те высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лас­кой и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как по­купка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запрете.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если... то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты -мне, я - тебе».
 
 
 

Рекомендации родителям по подготовке детей к экзаменам 

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены. Поэтому родители должны помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ним. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

В каждом 9-ом классе сейчас идет работа по психологической подготовке к сдаче экзаменов, в которую входит знакомство детей справилами подготовки к экзаменам, приемами активизации памяти, быстрого и качественного запоминания, правилами поведения во время экзамена, психологического настроя на спокойную рабочую атмосферу во время экзамена, правилами и приемами снятия нервно-психического напряжения.

Для того, чтобы ваш ребенок не волновался во время экзамена, задача родителей помочь своему подростку поверить в собственные силы. А это достигается тогда, когда ребенок сам чувствует и видит свои знания по предмету. Поэтому, Вам, дорогие родители, необходимо продолжить подготовку к экзаменам вместе с детьми.

Сложные темы лучше изучать в часы подъема (первая половина дня с10.00-12.00 и с 18.00-21.00), хорошо знакомые – в часы спада (с 12.00-14.00 и с 16.00-2-18.00).

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Вместе договоритесь, сколько вопросов или билетов он должен подготовить за неделю, в конце недели устраивайте по этим вопросам мини экзамен. Так к концу 4 четверти ваш ребенок должен подготовить все вопросы, а в дни непосредственной подготовке к экзамену, 3-4 дня, у вашего ребенка будет время полностью повторить весь материал.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто не мешал заниматься.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором, компьютером или радио.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования, ребенку всегда передается волнение родителей.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Обратите внимание а питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. 

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. 

Памятка для родителей
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
(Автор Крушина Э.Р.)
 
 
Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.
И. Кант
Данные психологических исследований
Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на до­машнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.
Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познава­тельного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.
Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Главное назначение домашнего задания:
·        воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
·        овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
·        формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
·        формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:
·        Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
·        Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
·        Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
·        Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
Совет родителям
·        Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;
·        Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
·        Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
·        Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
·        Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
·        Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
·        Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
·        Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.
·        Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
·        Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
·        Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
·        Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
·        Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
·        Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
·        Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
·        Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
·        Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
·        Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
·        Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете пробле­мы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Нередко в учебе возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с увеличением количества предметов, сложностью предметов; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая, слабая воля.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка
Памятка «Как готовить домашние задания»:
1.     Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2.     Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
3.     Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
4.     Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
5.     Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
6.     Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
7.     Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
8.     Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
9.     Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
10.   Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
11.   На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
12.   В процессе приготовления домашнего задания необходимо де­лать перерывы.
13.  Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
14.  Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
16.  Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
17.  Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
18.  Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
19.  Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
20.  Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Метод ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.
Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
·               1П - просмотри текст (бегло);
·               2П - придумай к нему вопросы;
·               ЗП - пометь карандашом самые важные места;
·               4П - перескажи текст (используя ключевые слова);
·               5П - просмотри текст повторно.
Советуем прочитать материалы других сайтов:
Как организовать домашнее задание?
Система домашних заданий для учащихся